Штейнберг Эдуард (1937-2012)
Гробовщик Вася. Диптих
1990
Размер - 110 x 179,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6987-6988
Поступило от МК. 1993
Эдуард Штейнберг — одна из наиболее интересных фигур в отечественном искусстве второй половины ХХ века, он принадлежат группе художников, так называемых нонконформистов.
В 1985-1987 годах художник работал над «Деревенским циклом» — своеобразной поминальной запиской об ушедших людях деревни Погорелка. В последующие годы художник периодически обращался к теме, которая в нем сложилась. Левую часть диптиха занимает образ гробовщика Васи. Прием символической условности диптиха, в котором, как и в целом в «Деревенском цикле», позволяет интерпретировать образ гробовщика как своеобразного деревенского Харона, провожающего в последний путь жителей деревни. Правая часть диптиха дает нам понять, что сам герой уже прошел этот путь — в ней мы видим изображение креста на фоне условно обозначенного пейзажа. Кроме того, условность силуэта в изображении героя, белого креста на черном квадрате, а также словесное обозначение времен года как символа цикличности жизни, — все это позволяет понять насколько широко Эдуард Штейнберг интерпретировал супрематизм Казимира Малевича, превратив его в философскую категорию. В череде названий времен года возникает повторяемость в движении жизни, времени и памяти – всё то, что было так важно для Штейнберга и что позволило ему внести в свое творчество понятие метавремени. Интерпретация времени с помощью цвета с философской точки зрения сближает творчество Штейнберга с традицией древнерусской иконы в области христианской символики — белый и охра, которые художник использует как основные цвета в картине, близки иконе — они обозначают мир божественный и вечный. С другой стороны, цвет охры - это символ земли, и гробовщик Вася именно с ней «профессионально» был связан, также как был связан со смертью, с черным цветом. На этой сложной символике цвета основывается глубинный смысл произведения. Здесь свой метод метагеометрии, основанный на единстве времени и пространства, художник повернул несколько в ином направлении, включив в него элементы изобразительности, соединив их с геометрическими формами.
В собрании Третьяковской галереи сложилась разнообразная крупная монография мастера живописи и графики, составляющая более сорока произведений разных периодов творчества художника.