Эдуард Штейнберг, один из крупнейших и оригинальных абстракционистов в отечественном искусстве второй половины ХХ века, в 1970-е годы окончательно отошел от конкретной образности и совершил переход к геометрическому языку живописи.
В «Композиции (Памяти Николая Федорова)», посвященной одному из крупнейших русских космистов, так же как и в других ранних композициях на основе геометрических форм, начал складываться собственный символический язык художника. Важным для него стало решение пространства, «формулированное – по словам одного из исследователей творчества Штейнберга – мелодикой живописного колорита, движением живописных масс, цветовых и светотональных взаимодействий, их вибрациями, сгущениями и разряженностью, их контрастами и гармоническим равновесием».
В картине художник конструирует пластически-поэтическую композицию, в которой светлые, легкие и динамичные воздушные формы как бы сами собой складываются в условный текст, посвященный размышлениям Николая Федорова о возможном в будущем бессмертии человека с помощью собирания невидимых физических структур – атомов и молекул. Такими формами-структурами наполнено полотно, в котором «содержание» усиливается изысканным серо-жемчужным колоритом и ощущением света, наполняющим всю композицию. Так складывается художественный образ произведения, соответствующий его посвящению великому русскому мыслителю-космисту, образ, где художник стремился соединить видимое и невидимое – изображение и его интерпретацию, геометрическую форму и заложенную в нее мысль. Как говорил сам Эдуард Штейнберг, в его картинах ему важна была «попытка найти духовную окраску русского сознания».
В более поздние десятилетия окончательно сложится его метод метагеометрической живописи, который Штейнберг развивал на основе единства идей русского символизма 1910-х и супрематизма Казимира Малевича.