Штейнберг Эдуард (1937-2012)
Павел Титов
1986
Размер - 55 x 44,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6983
Поступило от ВПХО. 1993
Эдуард Штейнберг – одна из наиболее интересных фигур в отечественном искусстве второй половины ХХ века, принадлежавших к группе так называемых нонконформистов.
В конце 1960-х годов он купил дом в далекой от Москвы деревне Погорелка Горьковской области. Там он проводил в течение почти 20 лет каждое лето. За эти годы Штейнберг, человек харизматичный и открытый, сблизился с жителями деревни и очень переживал, когда в 1980-е она стала вымирать. Под этими невеселыми впечатлениями в 1985–1987 годах в творчестве Штейнберга сложился единственный «Деревенский цикл». Он стал своеобразным реквиемом по ушедшим людям русской деревни, которая видится художником хранительницей традиций. Важнейшей в цикле для него стала тема памяти. «Картины похожи на поминальные записки из деревни», – считал художник. В результате поисков пластического языка, способного передать его христианское мироощущение, Штейнберг пришел к более широкой интерпретации языка супрематизма, открытого Казимиром Малевичем. В «Деревенском цикле» впрямую соединились категории метавремени и метапространства, на единстве которых он создал свой метод метагеометрии. В цикле художник соединил геометрические формы и изобразительные элементы. В «Павле Титове», так же как в других «портретах» цикла, мастер поверх схематично решенного лица накладывает крест как символ ушедшей жизни. Имя на полях поясняет, чью память увековечивает произведение. Колорит картины здесь также связан с темой смерти – на темном красно-коричневом фоне художник пишет черным профиль и крест.
В собрании Третьяковской галереи сложилась значительная и разнообразная монографическая коллекция живописи и графики мастера, включающая более сорока произведений разных периодов его творчества.