Волошин Максимилиан (1877-1932)
Залив Коктебель
1927
Размер - 17,2 x 25,1
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - РС-3534
Дар А.А. Сидорова. 1969
Одна из ярчайших фигур Серебряного века – Максимилиан Александрович Волошин. Получивший широкое признание поэт, литературный, театральный и художественный критик, публицист, переводчик, позднее он открыл в себе талант живописца-акварелиста. Интересовался историей, археологией, исследованием древностей. Совершил множество путешествий с целью ознакомления с культурой и наследием других стран. Увлекался философией и учениями, связанными с мистицизмом – масонством, оккультизмом, шаманизмом.
В своем доме в Коктебеле, построенном в начале ХХ века и возвышающемся над крымскими ландшафтами, Волошин радушно принимал таких знаменитых деятелей культуры рубежа веков, как Н. Гумилёв, М. Цветаева, К. Чуковский, О. Мандельштам, А. Белый, В. Брюсов, А. Толстой, А. Бенуа, П. Кончаловский, и многих других. Этот же дом стал местом спасения для многих преследуемых во время Гражданской войны. Волошин всеми силами стремился погасить враждебные настроения людей, вне зависимости от их политических взглядов. Именно здесь в разное время было создано множество акварельных произведений, как называл их сам автор, «музыкально-красочных композиций на тему киммерийского пейзажа».
Художник не ставил перед собой задачу запечатлеть реальный пейзаж, его истинным желанием было побудить зрителя угадать его лирическое настроение. С помощью сближенных тональных отношений, почти монохромного колорита, охристо-коричневых и приглушенных оттенков серого он передает атмосферу планетарных видов коктебельских пейзажей. В 1920-е годы художник исследовал особенности крымской природы, искал наиболее точные способы изображения видов, как он говорил, «торжественного Коктебеля». Сейчас Волошин пишет холмистые, пологие дали, обрамляющие зеркало водной глади. Очертания мягких облаков отражаются в заливе, наполняя произведение светлыми пятнами и контрастируя с силуэтом горного массива на дальнем плане. В акварели «Залив Коктебеля», как и во многих других, ощущается сходство с мастерами японской гравюры. Именно их миниатюрами Волошин вдохновлялся, уделяя огромное внимание символике цвета, линейному принципу построения композиции, вставляя в эти листы строки из собственных стихов или авторских надписей. Так, посредине листа Волошин пишет: «Дорогому Алексѣю Алексѣевичу память о мрачном и грозном Коктебелѣ 1927 г». Сочетание этих художественных приемов погружает зрителей в ирреальный мир поэтической вселенной акварелей «коктебельской сюиты».