Маврина Татьяна (1900-1996)
Зимний лес
1981
Размер - 48 x 38,4
Техника - акварель, темпера, графитный карандаш, гуашь, пастель
Инвентарный номер - РС-14477
Дар автора. 1996
После окончания войны Маврина начала регулярно совершать поездки – чаще вместе со своим мужем Николаем Кузьминым, иногда одна – в древние русские города и заповедные места.
Одним из первоначальных импульсов к этим путешествиям стало стремление «отстоять красоту», как это было во время войны, когда она рисовала Москву. Позже, в эпоху возрастающей социальной мобильности 1960-х, люди покидали села и малые города и переселялись в крупные центры. Всеми брошенные памятники старины в этих местах постепенно чахли и исчезали. Из-за политики модернизации разрушалась природная среда, изменялись ландшафты, которые Маврина помнила с детства. В ее дневниках немало сетований на эту тему: «Все, что я люблю и рисую, исчезнет, уже исчезает, надо сохранить. Люблю и любуюсь всегда пейзажем со старинной архитектурой или с деревнями. Или просто лесом и полем».
Из года в год художница пыталась хотя бы в своих рисунках и набросках уберечь и сохранить любимые места в их первозданном виде, поэтому такое большое место в ее творчестве занимает архитектурный и природный пейзаж. Она прекратила свои поездки, когда ей было почти 90.
Художницу совершенно не смущала довольно неказистая повседневность, которую она нередко изображала на фоне старой архитектуры и природы. Но временами Маврина обращалась только к «чистой» природе, по своему обыкновению, сжимая реальное пространство и изменяя освещение и природные цвета. Особенно этот художественный прием преображал ее зимние лесные пейзажи, которые она делала почти монохромными. Если сравнить два зимних пейзажа Мавриной 1969 и 1981 годов, то можно отметить, что зимний лес в работе «Первый снег» 1969 года имеет некоторую протяженность лесного пространства, сохраняющую определенную степень реалистичности изображения, и горизонталь прямоугольного формата произведения это подчеркивает. Вертикальный формат работы «Зимний лес» 1981 года, а также ночь, окружающая застывшие в сказочном зимнем убранстве деревья, переносят этот зимний пейзаж в какое-то иное, почти метафизическое пространство. Художница покрывает поверхность листа декоративными силуэтами деревьев, словно ковром.