Дом с вывесками. Павловская слобода
Патрон шедевра
Маврина Татьяна (1900-1996)
Дом с вывесками. Павловская слобода
1982
Размер - 37,8 x 48,2
Материал - бумага, бумага тряпичная ручного отлива
Техника - акварель, темпера, пастель
Инвентарный номер - РС-14515
Приобретено у автора. 1989
После войны Маврина начала регулярно совершать поездки – чаще вместе со своим мужем Николаем Кузьминым, иногда одна – в древние русские города и заповедные места. Одним из первоначальных импульсов к этим путешествиям стало стремление «отстоять красоту», как это было во время войны, когда она рисовала Москву. В эпоху возрастающей социальной мобильности 1960-х люди массово покидали села и малые города и переселялись в крупные центры. Всеми брошенные памятники старины в этих местах постепенно чахли и исчезали. Из-за политики модернизации разрушалась природная среда, изменялись ландшафты, которые Маврина помнила с детства. В ее дневниках немало сетований на эту тему: «Все, что я люблю и рисую, исчезнет, уже исчезает, надо сохранить. Люблю и любуюсь всегда пейзажем со старинной архитектурой или с деревнями. Или просто лесом и полем».
Из года в год художница пыталась хотя бы в своих рисунках и набросках уберечь и сохранить любимые места в их первозданном виде, поэтому такое большое место в ее творчестве занимает архитектурный и природный пейзаж. Она прекратила свои поездки, когда ей было почти 90.
Живописную Павловскую слободу, что в Истринском районе Московской области, Маврина изображала не раз. Однако до здания из красного кирпича с вывесками по фасаду дошла очередь лишь в феврале 1982-го, о чем свидетельствует авторская надпись по низу листа «Дом с вывесками», что много раз проезжала мимо и, наконец, написала. Художницу никогда не смущала неказистая советская повседневность, которая проявлялась, в частности, в скромных вывесках на фасадах домов или в заборах, возникавших порой в самых неожиданных местах. Напротив, подобные детали придавали старым русским городам и селениям особый колорит милой, хотя зачастую и неуклюжей обустроенности, который так любила художница.
Вот и в акварели «Дом с вывесками» светлые вывески на фасаде заметно оживляют здание старой постройки. Их колорит художница сочетает с цветом заснеженной дороги, а стволы ближайших деревьев Маврина расцвечивает почти в тот же колер, что и само здание. Возникает впечатление настоящей сказки, когда старинный дом будто рождается из пейзажа, а пейзаж – характерно, по-маврински, пространственно сжатый – словно вытекает из этого дома. Таким образом Маврина в своих пейзажных листах хочет подтвердить свою репутацию настоящей сказочницы.