Нестеров Михаил (1862-1942)
Марфа и Мария. Эскиз к алтарной преграде Марфо-Мариинской обители
1908-1911
Размер - 12 x 4
Материал - бумага
Техника - темпера, гуашь, графитный карандаш, лак
Инвентарный номер - Р-6179
Дар по завещанию Н.М. Нестеровой. 2004
В 1909 году было окончено строительство Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Для осуществления его росписи великая княгиня Елизавета Фёдоровна обратилась к одному из особенно уважаемых ею художников – Михаилу Нестерову. Сотрудничество А.В. Щусева и М.В. Нестерова стало уникальным примером вдохновенной совместной работы архитектора и художника. Блестящим образцом их творческого союза можно признать иконостас Покровского храма. Он трактуется как низкая алтарная преграда, зрительно увеличивающая подкупольное пространство, и открывающая взору роспись на конхе апсиды. Здесь Нестеров должен был написать шесть икон местного ряда (Богоматерь «Умиление», Спаситель, архангелы Гавриил и Михаил, святые Марфа и Мария, Покров Богоматери), а также образа для царских врат. Во внутреннем оформлении собора Щусев предполагал увидеть тонкие стилизации под древнерусские фрески. Нестеров, однако, стремился сохранить собственный индивидуальный стиль. Лишь работая над композициями иконостаса, он шел на своеобразный компромисс, следуя пожеланиям архитектора: «Иконостас я хотел написать в стиле образов новгородских. <...> Христа написал я по старому образцу “Ярое Око”, “Богоматерь” в типе так называемого “Умиления”. Образцом для “Марфы и Марии” послужил редкий образ “Святых жен”, указанный мне покойным Никодимом Павловичем Кондаковым. На образах этого иконостаса я хотел испытать себя как стилизатора, и я увидел, что при желании тот или иной стиль я мог бы усвоить, довести до значительной степени художественного совершенства», – вспоминал он позднее.