Васнецов Виктор (1848-1926)
Гомер
1868
Размер - 34,7 x 44,2
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.27162
Приобретено у А.В. Васнецова и Т.В. Васнецовой, сына и дочери художника. 1941
Виктор Михайлович Васнецов не стал выпускником Императорской Академии художеств, отчисленный за неудовлетворительную сдачу научного курса, однако учеба в Академии определенно способствовала совершенствованию мастерства владения рисунком. Поступив в знаменитое учебное учреждение со второго раза, в 1868 году, он сразу приступил, как и полагается, к основным учебным практикам Академии. Создание композиций на исторические сюжеты было частью обучения начинающих художников. Для третного экзамена (одного из видов отчетности) от 28 сентября 1868 года профессором А.Т. Марковым была поставлена программа, которую студенты должны были визуализировать в учебном эскизе. Программа звучала так: «Бессмертный Гомер на развалинах Трои поет, аккомпанируя на лире, Илиаду, окруженный внимающим народом».
Васнецов решил программу в виде двухъярусной композиции, расположив поэта в лавровом венке на возвышении в окружении слушающей толпы среди руин легендарного города. Много внимания в учебном рисунке художник уделил деталям: еще немного, и композиция могла бы получиться перегруженной. Несмотря на то что это был только первый год обучения Васнецова в Академии, его рисунок отличается уверенностью и свободой в расстановке фигур. Подобные навыки он мог получить после года обучения в рисовальной школе Общества поощрения художников под руководством Ивана Николаевича Крамского.
Учебный рисунок был оценен на 18: это означает, что рисунок был восемнадцатым в классе по нарастанию от лучшего. Как можно предположить, оценки профессоров Академии не всегда говорили о дальнейшей судьбе художника. В качестве примера можно упомянуть, что первую оценку за указанную программу получил малоизвестный в наше время студент Ивачев Н.
Примечателен этот рисунок и тем, что именно около него произошла первая встреча Васнецова и Репина: этот эпизод упоминается в воспоминаниях Нордман-Северовой, жены Ильи Репина. Рассматриваемый учебный эскиз Васнецова привлек внимание одного студента Академии на показе работ, который своим бурным обсуждением о качествах рисунка и его композиции собрал вокруг себя толпу. Этим старшим студентом был Илья Ефимович Репин.