Кухонное окно. Ночь
Патрон шедевра
Маврина Татьяна (1900-1996)
Кухонное окно. Ночь
1992
Размер - 40,7 x 53,4
Материал - бумага
Техника - акварель, темпера, желтый карандаш, белила
Инвентарный номер - РС-14824
Дар автора. 1996
Этот лист помечен июнем 1992 года, когда автору было около 92 лет. Последняя из работ Татьяны Алексеевны Мавриной датирована 1995 годом. Ее творчество, непрекращающееся невиданно долго, поистине феноменально. В 1990-е годы Маврина уже почти не выходит на улицу – болезни и старческая немощь всё чаще дают о себе знать, но кисть она держит в руке уверенно. Она пишет по памяти пейзажи с огромными цветами, а также то, что видит вокруг себя, что может наблюдать из окна. Чаще всего это комнатные цветы, стоящие на подоконнике, на фоне деревьев, которые растут во дворе, либо лежащие на подоконнике яблоки или проросшие луковицы. Художница не отходит от своего, ставшего для нее обычным с 1960-х годов, приема сжатого пространства, когда предметы, находящиеся на разных планах, окрашиваются цветами примерно одинаковой интенсивности, но разнообразных оттенков. При этом в ее листах все-таки всегда сохраняется ощущение дали и близи.
В листе «Кухонное окно. Ночь» изображено окно кухни, занавешенное полосатой тканью. Посередине подоконника художница помещает стеклянный сосуд (на рисунке виден лишь его верх), в котором стоит букет из неярких июньских цветов и листьев. Штора над букетом приоткрывает прозрачное ночное июньское небо с молодым месяцем. Недаром это ночной натюрморт – ведь именно ночью происходят самые разные превращения. Букет, как бы непреднамеренно распадающийся на две части, вдруг становится удивительно похож на бабочку, которых так любила когда-то ловить молодая Татьяна Маврина. Причем крылья этой диковинной бабочки зрительно образуют не только растения в букете, но и расходящиеся над ними полотнища полосатой ткани. Таким образом, художница рассказывает нам еще одну свою живописную сказку.