Маврина Татьяна (1900-1996)
Экипаж
1921
Размер - 17,1 x 16,5
Материал - бумага
Техника - тушь, кисть
Инвентарный номер - РС-14459
Дар автора. 1996
Будущая художница Татьяна Алексеевна Маврина происходила из семьи нижегородских педагогов Анастасии Петровны и Алексея Ивановича Лебедевых. Свои работы она подписывала как Татьяна Лебедева до 1930 года, когда взяла псевдонимом девичью фамилию матери и стала Татьяной Мавриной. В 1921-м ее семья окончательно обосновалась в Москве, которую художница всю свою феноменально долгую человеческую и творческую жизнь не переставала считать родным местом. Десятилетиями Москва, ее улицы и площади, новостройки и старина оставались чуть ли не главными источниками творчества.
Лист «Экипаж» относится ко времени, когда Татьяна Лебедева только готовилась поступать во Вхутемас. Там она проучилась в 1923–1928 годах сначала на подготовительном отделении (рабфак) у Н.В. Синезубова и Н.П. Крымова, а затем на основном отделении у Г.В. Фёдорова и на живописном факультете Вхутемаса-Вхутеина у Р.Р. Фалька. О знаменитой Сухаревке (Сухаревской площади) художница вспоминала как об одном из источников своего вдохновения: «Одиноко стоит Сухарева башня и пусто кругом. Потом на площади торг. Я много рисовала ее из окна дома № 6 на Малой Сухаревской, где мы поселились. На какие деньги шел торг? Не знаю».
Естественно, на торговой площади было много гужевого транспорта – иной транспорт в Москве начала 1920-х попадался крайне редко. Лошадь, запряженная в повозку, или просто безо всякой упряжи стала на всю жизнь одной из любимейших «моделей» Татьяны Мавриной. В раннем листе привлекает внимание, как профессионально молодая художница, которая, правда, усиленно занималась рисованием в гимназические годы, разрешает сразу несколько технических проблем. Лошадь, впряженная в открытую коляску, намечена одним росчерком. Тем не менее эта лошадь даже зрительно ощущается, как и нарисованный со спины кучер, который направляет коляску по диагонали вглубь листа. Чувствуется, что колеса, изображенные гибкими прерывистыми линиями, явно движутся в заданном направлении. Молодая художница не боится оставлять очень много непрокрашенных участков бумаги по листу, словно стремясь впустить в свой рисунок больше движения, воздуха и пространства.