Женщина в шляпке. Эскиз для серии «12 открыток с видами и типами Сан Себастьяна». Лист из блокнота
1916
Размер - 21 x 13,5
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Р-6213/6
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж. 1989
В графическом собрании Третьяковской галереи хранятся листы с рисунками из разброшюрованного блокнота, названные Ларионовым «12 открыток с видами и типами Сан-Себастьяна». История их создания связана с пребыванием художника в знаменитой антрепризе «Русские балеты Сергея Дягилева». Весной 1916 года С.П. Дягилев пригласил М.Ф. Ларионова и Н.С. Гончарову вновь присоединиться к балетной труппе, переезжающей в Испанию. В планах Дягилева была дальнейшая совместная работа.
«И вот, всего через несколько дней, – вспоминала Гончарова, – мы в Испании, в Сан-Себастьяне, где оставались почти 6 месяцев. Все заняты… подготовкой (балетов) для турне по испанским городам: Мясин и Ларионов – “Русскими сказками”, Серт – “Менинас” на музыку Форе». Именно в Сан-Себастьяне художники открыли для себя Испанию. Ларионов и Гончарова познакомились с композитором и исполнителем Артуром Рубинштейном. Возможно, именно он стал их гидом по испанской музыкальной культуре. Дни занимала работа, а вечера они проводили в небольших театрах, тавернах, ночных барах, где танцуют фламенко.
Блокноты и альбомы заполнялись рисунками и записями. Сложно сказать, почему рисунки названы именно «12 открыток», – был ли это какой-то конкретный местный заказ или Ларионов предполагал переслать рисунки в Россию и выпустить литографированные открытки по аналогии с «12 открытыми письмами», изданными А.Е. Кручёных в 1912 году. Идея открыток была актуальна для путешествовавших художников, регулярно отправлявших письма родным и друзьям в Россию. В энергичных рисунках, исполненных графитным карандашом, Ларионов создал своего рода формулы увиденных им разнообразных испанских лиц. Дополняет эту портретную галерею единственный пейзаж с характерными пальмами.