Волошин Максимилиан (1877-1932)
Вечер
1925
Размер - 26,8 x 35,3
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.28896
Дар М.С. Волошиной. 1937
Одна из ярчайших фигур Серебряного века – Максимилиан Александрович Волошин. Получивший широкое признание поэт, литературный, театральный и художественный критик, публицист, переводчик, позднее он открыл в себе талант живописца-акварелиста. Интересовался историей, археологией, исследованием древностей. Совершил множество путешествий с целью ознакомления с культурой и наследием других стран. Увлекался философией и учениями, связанными с мистицизмом – масонством, оккультизмом, шаманизмом.
В своем доме в Коктебеле, построенном в начале ХХ века и возвышающемся над крымскими ландшафтами, Волошин радушно принимал таких знаменитых деятелей культуры рубежа веков, как Н. Гумилёв, М. Цветаева, К. Чуковский, О. Мандельштам, А. Белый, В. Брюсов, А. Толстой, А. Бенуа, П. Кончаловский, и многих других. Этот же дом стал местом спасения для многих преследуемых во время Гражданской войны. Волошин всеми силами стремился погасить враждебные настроения людей, вне зависимости от их политических взглядов. Именно здесь в разное время было создано множество акварельных произведений, как называл их сам автор, «музыкально-красочных композиций на тему киммерийского пейзажа».
Художник не ставил перед собой задачу запечатлеть реальный пейзаж, его истинным желанием было побудить зрителя угадать его лирическое настроение. С помощью тональных градаций, контрастного сочетания теплых охристых, красно-коричневых цветов и холодных серо-голубых оттенков он передает атмосферу как бы планетарных видов коктебельских пейзажей. Ранним произведениям Волошина не свойственна передача воздушной перспективы – это проявится в работах более позднего периода. В 1920-е годы он продолжал исследовать особенности крымской природы, искал наиболее точные способы ее изображения. Как писала исследовательница его творчества Р.И. Попова, «он изучал лицо своей земли, все ее изгибы и морщины…» В это же время Волошин создал цикл акварелей «Прогулки по Коктебелю», в который входит и настоящая работа. В листе возникают горизонтали бескрайних долин, контрастирующие с объемами нависающих кучевых облаков. Разнообразие вносят выжженные солнцем горные массивы и пятна кустарников, островки жизни среди засухи. В этой работе, как и во многих других, ощущается влияние мастеров японской гравюры. Именно их миниатюрами Волошин вдохновлялся, уделяя огромное внимание символике цвета, линейному принципу построения композиции. Он также вставлял в эти листы строки из собственных стихов и посвящений. Так, в верхнем углу листа «Прогулки по Коктебелю» Волошин пишет: «Ясен вечер... облаков громады, точно глыбы светлых янтарей...» Сочетание этих художественных приемов погружает зрителей в ирреальный мир поэтической вселенной «коктебельской сюиты».