Ларионов Михаил (1881-1964)
Беспредметная композиция. Серия «Море»
Начало 1930-х
Размер - 37 x 53,5
Материал - бумага
Техника - тушь, кисть
Инвентарный номер - Р-6940
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж. 1989
«У меня совсем неожиданно наметились новые возможности в акварели и как-то сразу я нашел форму (пока в голове) того, что долго искал для выражения юга, моря, купания, не просто срисовка, а больше», – писал Ларионов Гончаровой в 1931 году. В начале 1930-х он создал серию беспредметных черно-белых акварелей на тему «Море». Море – стихия, по сути, «беспредметная и неопределяемая», – в 1910-е стала импульсом для его беспредметных лучизмов. В 1930-х художник вновь проводил отпуск на побережье, и морская тема вернулась в его творчество. Исполненные на больших листах ватмана монохромные композиции воспринимаются как квинтэссенция этой предметной беспредметности. Стихия моря и стихия акварельной живописи здесь уравнены в правах и неотделимы друг от друга: движение кисти совпадает с движением изображенной волны, сияющие пропуски белой бумаги – словно отражение игры света на поверхности моря, прозрачная акварель подобно морской воде разливается по листу. Единственный «реалистический» пейзаж в этой черно-белой серии, с яхтами на линии горизонта, становится своего рода ключом к серии беспредметных композиций, обозначая тонкую границу между предметным и абстрактным.