Ахтырский парк
Патрон шедевра
Васнецов Виктор (1848-1926)
Ахтырский парк
1880
Размер - 19,4 x 8,3
Материал - холст на фанере
Техника - масло
Инвентарный номер - ДМВ Ж-234
Дар Т.В. Васнецовой. 1961
Как отдельный жанр пейзаж в творчестве Виктора Васнецова обычно не выделяется. Тем не менее во многих картинах художника он играет принципиальную роль, выявляя внутренний смысл произведения и становясь, наряду с изображенными персонажами, значимой составляющей живописного полотна.
Природа была важна для художника во всех отношениях – как для его личностного самоощущения, так и для творческих поисков. Благодаря гостеприимству Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых особое значение приобрели для Виктора Михайловича места к северу от Москвы. Известно, что почти каждое лето, начиная с 1881 года и вплоть до покупки своего загородного имения в 1901-м, Васнецов с семьей проводил в подмосковном имении Мамонтовых Абрамцеве. В 1879 и 1880-м годах, уже познакомившись с Мамонтовыми, он снимал жилье неподалеку от Абрамцева в селе Ахтырка. Природа здешних мест так полюбилась художнику, что, когда решался вопрос о покупке имения, он выбрал то же самое направление и приобрел земли в деревне Ваньково примерно в 20 километрах от Абрамцева.
Осенний пейзаж «Ахтырский парк» был выполнен в Ахтырке в 1880 году. Именно здесь Васнецов изобразил свою молодую супругу Александру Владимировну Васнецову (урожд. Рязанцеву) в окружении золотой листвы осеннего парка. В это же время он работал над замыслом знаменитой «Алёнушки» (1881, Третьяковская галерея), выполнил множество пейзажных этюдов, чтобы найти верный эмоциональный тон и необходимую живописную гамму. Пейзаж «Ахтырский парк», как и картина «Затишье» (1881, Третьяковская галерея), созданы под очевидным влиянием этих поисков.