Маврина Татьяна (1900-1996)
В тридесятом царстве
1985
Размер - 49,5 x 65
Материал - бумага, картон
Техника - гуашь, коллаж, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-14825
Дар автора. 1996
«Я задумала делать сказки еще во время войны, когда жила в Загорске, пленившись розовыми башнями, – вспоминала художница. – Мысленно рисовала на обломанных шпилях вместо простых флюгеров пушкинского Золотого петушка. Но пока вдоволь не побродила по московским улицам, не поездила по старым русским городам, – не принималась за работу». В 1950-е в ее сказочных образах еще видно стремление в самой композиции связать жизнь и сказку с помощью жизнеподобного пространственного построения изображаемых мест. Но в 1960-х художница отходит от такого метода и делает пространство иллюстрации плоским, изменяет масштабы, отказывается от принципов прямой перспективы. Всё, что далеко, и всё, что близко, обозначается одинаково насыщенным цветом.
Ее манеру обогащало и обращение к опыту народных мастеров, чье творчество Маврина изучала долгое время, отмечая стремление облечь сугубо житейское в нечто такое, что всегда выглядит ярко и празднично. Художницу восхищала техническая сторона народного искусства, тесно связанного с таким видением мира. «Тогда я, воспитанная „на французах“, была очарована совсем другой, неведомой мне техникой, совсем другим способом „крашения“, дающим больший звук. Без неясностей, спадов и подъемов, при экономной палитре». Иллюстрируя сказки, Маврина не пытается пересказать сюжет в последовательном чередовании зрительных образов, но сразу дает «большой звук», выражающийся в мажорном звучании красок и в том, как строится композиция книги. Нередко на обложке или на разворотах она собирает все образы в единое целое, затем разбрасывает персонажей и всякого рода антураж по страницам в разноразмерных, как она выражалась, «клеймах».
Лист «В тридесятом царстве» – эскиз обложки книги «За тридевять земель», представляющий собой такую сложную композицию. На фоне условных волн «окиян-моря синего» в левой части собраны вместе фрагменты тех царств и государств, куда попадают герои сказки. Справа Маврина пишет диск доброго солнышка, обведенный орнаментальной полосой, а под ним помещает надпись с названием книги. Она наклоняет лик солнечного диска слегка налево, к царствам-государствам, и создается впечатление, будто солнышко приглашает маленьких читателей посетить все эти царства, а значит – раскрыть книгу и последовать «за тридевять земель».