Загорск. Золотое небо
Патрон шедевра
Маврина Татьяна (1900-1996)
Загорск. Золотое небо
1957
Размер - 39,8 x 49
Материал - бумага
Техника - акварель, гуашь, золотая краска
Инвентарный номер - РС-14518
Приобретено у автора. 1989
«Так полюбилась мне старинная архитектура, нетронутая, не засушенная реставраторами, в пейзаже, со всеми своими „луковками“, „репками“, шатрами, окнами, крыльцами», – писала Маврина в дневнике о впечатлениях, связанных с ее бесконечными путешествиями в старые русские города, которые продолжались со второй половины 1940-х до конца 1980-х годов.
Одним из первоначальных импульсов к этим путешествиям, вероятно, было стремление «отстоять красоту», как это случилось с Мавриной во время войны. В связи с очередной волной гонений на церковь в хрущевское время возникала реальная угроза разрушения тех древних построек, которые уцелели в старинных городах после первой волны «воинствующего атеизма» 1930-х и разорения военного времени. Город Загорск (Сергиев Посад) был одной из главных привязанностей Мавриной. Он дал пристанище ее семье осенью 1941 года, когда с мужем и мамой она перебралась в него из подвергавшейся усиленным бомбардировкам столицы. Он подарил ей чувство защищенности и пусть хоть на время, но какого-то уюта. И даже, по ее словам, в страшном «41-м году среди чудесной загорской пестроты и красоты, несмотря на войну, ведь все равно, на зло всему на свете башни стояли ярко-розовые, старинные храмы – умопомрачительно прекрасные». Она привязалась к этой пестроте и красоте на всю свою жизнь. Недаром изображений Загорска более всего в послевоенных рисунках художницы, посвященных чудо-городам.
Манера изображения у Татьяны Алексеевны со временем менялась, но пока, во второй половине 1950-х, пространство чудо-города Загорска всё еще выстраивается по законам перспективы, хотя веселые изображения построек на фоне зимнего пейзажа вдали и вблизи окрашены в яркие цвета одинаковой интенсивности, что в значительной мере «сплющивает» пространство и придает всей композиции чисто декоративное качество. Тем более что, вероятно, преднамеренно в композиционный центр художница помещает тесную группу ярко окрашенных церковных построек. Они смотрятся своего рода главным архитектурным «букетом» в окружении симпатичных цветных домиков зимнего Загорска.