В Колобовском переулке
Патрон шедевра
Маврина Татьяна (1900-1996)
В Колобовском переулке
1943
Размер - 28 x 20,4
Материал - бумага серая
Техника - акварель, гуашь, тушь, перо, пастель
Инвентарный номер - РС-15061
Дар автора. 1996
В годы военного лихолетья Маврина нашла для себя совершенно неожиданный способ внести вклад в дело победы над врагом. В 1942 году, вернувшись в Москву из Загорска, куда она с мужем и матерью уехала на время наступления немцев осенью 1941-го, художница начала большой графический цикл, посвященный московской старине. До войны она часто писала и рисовала столицу, но на старые московские строения – будь то церкви или гражданские сооружения – почти не обращала внимания. Архитектура Загорска в 1941 году пробудила в ней интерес к московским древностям, но возникла тревога, что вся эта красота может быть разрушена до основания. «В войну, проехав раз по Сретенке на автобусе, – вспоминала Маврина, – увидала за домами собор XVII века – такой же, как в книжках Грабаря. Я увидала всю его вековую красоту. И она может погибнуть от бомбежек! Надо зарисовать, пока стоит целая. Буду рисовать всё, что осталось от „Сорока-сороков“ – пока не погибло. Я ходила по Москве – из улицы в улицу, по всем переулкам, площадям: рисовала незаметно, иногда в кармане пальто, иногда заходя в чужие подъезды; запоминала, чтобы дома уже написать красками на небольших листиках серо-голубой бумаги, на которой хорошо ложилась акварель и гуашь. Хорошо, что ее было вдосталь».
Маврина без устали рисует, а затем оживляет акварелью и пастельными мелками церкви, монастыри, старинные здания. Тонкая обводка тушью, пером, кроме простой фиксации архитектурной формы, словно бы имеет цель подчеркнуть хрупкость этой формы в условиях военного времени, а от нарядной текучей акварели в душе пробуждается, несмотря ни на что, радость и надежда на то, что это чудо может быть сохранено. Почти на каждом рисунке есть пояснительные надписи и точная дата.
Церковь Знамения иконы Божией Матери за Петровскими воротами со времени своего создания была полковым воинским храмом. Строительство храма затевалось стрельцами, «государевыми людьми», которые, поиздержавшись, обратились за помощью к государю с челобитной: «Царю государю и великому князю Фёдору Алексеевичу всея Великия и Малая и Белая России самодержцу бьют челом холопы твои стольника и полковника Никифора Ивановича Колобова пятидесятники и десятники и рядовые всего приказу стрельцы». Деньги нашлись, и полковая церковь была возведена.
Выполненная в марте 1943 года акварель Татьяны Мавриной представляет собой вид на стройную шатровую колокольню, которая кажется еще стройней из-за низкой точки зрения. В едином ансамбле с колокольней выступает само строение пятиглавой церкви Знамения, расположенное вдоль Колобовского переулка. Маврина изображает этот ансамбль возвышающимся над улицей так, что кажется, будто церковь и колокольня на наших глазах вырастают на холме и наливаются яркими красками. И это знаменует наступающую весну – календарную, духовную и военно-политическую, хотя фоном служит всё еще холодный и зыбкий московский март.