Обнаженная с гребнем (В бане)
Патрон шедевра
Маврина Татьяна (1900-1996)
Обнаженная с гребнем (В бане)
1920
Размер - 30,9 x 24,3
Материал - бумага
Техника - акварель, гуашь, цветные карандаши
Инвентарный номер - РС-14510
Дар автора. 1996
Жанр ню с давних пор любим художниками разных школ и направлений. Мастера кисти Советской России не составляли здесь исключения. Маврина обращалась к этому жанру со времен учебного рисования во Вхутемасе и даже в еще более раннее время и привносила в него изрядную долю своего задорного лукавства, юмора и изобретательности. В этом гедонистическом, по сути, жанре в полной мере проявился вольный и жизнеутверждающий характер художницы. Она всегда любила само вещество краски и в живописи на холсте, и в живописи на бумаге (которую с достаточной условностью относят к графике). Маврина наслаждалась, работая с этим веществом. Однако чуть ли не с наибольшей силой она ощущала наслаждение от работы с ним, когда писала своих обнаженных, то есть пыталась воспроизвести на холсте или бумаге само вещество человека – его телесность. Расцвет этой стороны ее творчества приходится на конец 1920-х – 1930-е. Конечно, во многих ее ню чувствуется влияние любимых художницей французов: Пьера Огюста Ренуара, Анри Матисса, Пьера Боннара. Она и не скрывала, что, изображая своих «нюшек», нередко соревновалась с этими прославленными мастерами. Но ее рука узнается безошибочно по той озорной, естественной и временами немного угловатой прелести, которая ощущается в работах, принадлежащих жанру ню.
Лист «Обнаженная с гребнем (в бане)» относится к числу совсем ранних работ Татьяны, тогда еще Лебедевой – напомним, что псевдонимом Маврина она стала пользоваться только с 1930 года. Она еще даже не поступала во Вхутемас, однако даже этот, еще довольно робкий, рисунок начинающего мастера являет собой прообраз будущего творчества. Достаточно умело юная художница изображает объем, пользуясь пятнами акварели разной интенсивности, почти не прибегая к цветным карандашным контурам. Она еще много чего не умеет, к примеру, ей не удались поднятые над головой модели руки, но вполне ощущается теплота и живой трепет тела молодой женщины. Эскиз 1920 года словно бы дышит за счет того, что начинающая художница не боится оставлять незакрашенными некоторые участки бумаги, что станет характерной особенностью ее зрелого творчества. А яркая деталь в виде нитки коралловых бус на шее модели привносит в рисунок черту естественного озорства, которое будет сопутствовать творчеству Мавриной на протяжении всей ее жизни.