Волошин Максимилиан (1877-1932)
Пепельный свет
1925
Размер - 26,5 x 35,5
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-3016
Приобретено у М.С. Волошиной с персональной выставки художника (1971, Москва). 1972
Одна из ярчайших фигур Серебряного века – Максимилиан Александрович Волошин. Получивший широкое признание поэт, литературный, театральный и художественный критик, публицист, переводчик, позднее он открыл в себе талант живописца-акварелиста. Интересовался историей, археологией, исследованием древностей. Совершил множество путешествий с целью ознакомления с культурой и наследием других стран. Увлекался философией и учениями, связанными с мистицизмом – масонством, оккультизмом, шаманизмом.
В своем доме в Коктебеле, построенном в начале ХХ века и возвышающемся над крымскими ландшафтами, Волошин радушно принимал таких знаменитых деятелей культуры рубежа веков, как Н. Гумилёв, М. Цветаева, К. Чуковский, О. Мандельштам, А. Белый, В. Брюсов, А. Толстой, А. Бенуа, П. Кончаловский, и многих других. Этот же дом стал местом спасения для многих преследуемых во время Гражданской войны. Волошин всеми силами стремился погасить враждебные настроения людей, вне зависимости от их политических взглядов. Именно здесь в разное время было создано множество акварельных произведений, как называл их сам автор, «музыкально-красочных композиций на тему киммерийского пейзажа».
Художник не ставил перед собой задачу запечатлеть реальный пейзаж, его истинным желанием было побудить зрителя угадать его лирическое настроение. С помощью тональных градаций, контрастного сочетания теплых охристых, красно-коричневых цветов и холодных серо-голубых оттенков он передает атмосферу как бы планетарных видов коктебельских пейзажей. Ранним произведениям Волошина не свойственна передача воздушной перспективы – это проявится в работах более позднего периода. В 1920-е годы он продолжал исследовать особенности крымской природы, искал наиболее точные способы ее изображения.
В акварели «Пепельный свет» художник сквозь призму вертикалей полусухих деревьев изображает уходящие вдаль извилистые тропинки, ведущие к строгой горизонтали горного озера. «Сквозь зелень сизую растерзанных кустов, стальной клинок воды в оправе гор сожженных» – так писал Волошин об этих видах. Пейзаж окутан дымкой серебристых облаков, которые погружают зрителей в таинственную атмосферу крымского вечера.
В этом листе, как и во многих других, ощущается сходство с мастерами японской гравюры. Именно их миниатюрами Волошин вдохновлялся, уделяя огромное внимание символике цвета, линейному принципу построения композиции, вставляя в эти листы строки из собственных стихов и посвящений. Сочетание художественных приемов погружает зрителей в ирреальный мир поэтической вселенной акварелей «коктебельской сюиты».