Ларионов Михаил (1881-1964)
Турок. Из несостоявшегося путешествия в Турцию
1910
Размер - 88,5 x 46
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1669
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Российский период жизни Михаила Ларионова был связан с неослабевающим стремлением знаменитого авангардиста ломать всё устоявшееся и привычное. Например, когда «Бубновый валет» стал превращаться из разовой выставки в постоянную группу художников, Ларионов тут же отошел в сторону, заявив, что теперь «чувствуется успокоенность, необходимость уютного угла и мещанское желание спекулировать на зарекламировавшем себя названии». Борясь с рутиной, художник презирал и прикрепленность живописцев к определенной географической точке, считая, что это неизбежно ведет к повторению мотивов и к той самой эксплуатации собственных находок, страшнее которой ничего нет.
Именно с этим убеждением связано появление «Турка». Всё началось с вернувшегося из Турции Мартироса Сарьяна, который представил на выставках «Мир искусства» серию константинопольских этюдов. Ларионов в пику ему показал на выставке «Ослиный хвост» свои сюжеты из турецкой жизни с язвительной подписью: «Из несостоявшегося путешествия в Турцию». Тем самым он подчеркнул, что фантазия художника и есть лучшее путешествие.
Ларионов изображает своего героя довольно условно. Это не портрет конкретного человека, а собирательный образ, типаж, вдохновленный работниками турецких булочных, которых художник мог встречать в родном Тирасполе, южном городе на границе с Бессарабией, бывшей территорией Османской империи. Ларионовский турок представлен как раз со связкой бубликов. Художник добавляет к этому рыбную снедь, и получается готовая реклама продовольственного магазина. В этом проявляется любовь Ларионова к эстетике вывески, привлекающей своей повышенной выразительностью при минимуме художественных средств. По-рекламному просто и выразительно выглядит обведенная черной краской фигура. К эстетике вывески отсылает также выбранный художником вертикальный формат холста, который напоминает вытянутость рекламного постера или афиши.
В этой картине собраны все основные приметы неопримитивизма – стиля, созданного русскими авангардистами начала XX века: лаконичный и выразительный художественный язык, уплощение пространства и форм, интерес к простонародной тематике, не попадавшей в «респектабельное искусство».