Продолжительные поездки в Европу были неотъемлемой частью образования живописца XIX века. Используя финансирование Академии художеств или собственные средства, мастера стремились посетить значимые культурные центры современности и познакомиться с крупнейшими памятниками мирового искусства. Михаил Нестеров совершил свое первое путешествие за границу в 1889 году, заработав деньги от продажи картины «Пустынник» Павлу Третьякову. Художник стремился в Италию, «где жили и творили Тинторетто, Веронез, Тициано Вечеллио». Многочисленные воспоминания и этюды, привезенные им из поездок, открывают зрителю неожиданные грани творчества живописца, известного такими произведениями, как
«Видение отроку Варфоломею» и
«На Руси. (Душа народа)».
Этюд «Вид на Везувий» был создан весной 1908 года, когда Нестеров путешествовал по Италии вместе с сестрой Александрой и дочерью Ольгой. Как художник позже писал в своих воспоминаниях, первоначальную программу путешествия – с посещением Сиены и Вероны – выполнить не удалось. Окрестности Неаполя, острова Капри и Иския, «весенняя природа, опаловый залив, дымящийся Везувий» пленили его спутниц, и в результате бо́льшую часть времени они провели на юге страны, изучая пейзажи и достопримечательности. Художник, уже бывавший в этих местах, много работал на пленэре, создавая этюды с натуры. Расположившись в отеле с видом на залив, он «писал из окон своего палаццо море, Позилиппо, окутанные в вечерние серо-голубые тона».
Работа «Вид на Везувий» запечатлевает залив на закате. Высокая точка зрения позволила живописцу включить в небольшую, нарочито случайную композицию фрагмент каменного здания с прилегающим виноградником, раскидистую пинию, виднеющийся на горизонте вулкан. О зашедшем солнце напоминает лишь розоватый рефлекс в облаках – всё погружено в стальную дымку наступающих сумерек, сложный колористический характер которой удалось передать художнику. Вечерний пейзаж переполняет ощущение спокойствия и безмятежности. Старый каменный дом гармонично вписывается в окружающую его природу, становится неотъемлемой частью холмистого побережья. Величественный Везувий, виднеющийся на горизонте, не подчиняет себе пространство, но организует его, притягивая взгляд художника и зрителя.