Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В Третьяковской галерее хранятся ранние рисунки Аполлинария Васнецова, происходящие из личного собрания художника. Аполлинарий рисовал с раннего детства, увлекшись вятской природой и архитектурным пейзажем. Его привлекали сельские постройки и древние церкви, с которыми связаны предания и легенды.
Вечерний вид села Рябово с церковью Рождества Иоанна Предтечи полон романтической таинственности. Рисунок относится ко времени учебы в Вятском духовном училище. Возможно, мотив связан с возвращением домой на каникулы. Поездки на лошадях из Вятки и обратно были полны впечатлений. Большинство ранних рисунков содержит мотивы, найденные в окрестностях родного села и во время переездов.
Изображенный световой эффект – заходящее солнце – выглядит как реальное наблюдение. При таком освещении предметы, расположенные против света, превращаются в силуэты, а закатные лучи особенно притягательны. Привычный сельский вид преобразился в почти фантастическое зрелище. Он лаконичен, строг и величествен.
Надвигающаяся ночь наводит на мысль о доме и долгожданном приюте. Обрисованные тьмой силуэты и светящиеся окна приковывают взгляд. Рисунок построен на чередовании светлого и темного, образующих фон друг для друга. Далекий невидимый горизонт, освещенный заходящим солнцем, пробуждает фантазию зрителя.
Атмосфера романтической таинственности появляется в мотивах многих ранних рисунков Аполлинария Васнецова. Это световые эффекты на закате и восходе солнца, перед грозой, в ненастье или вьюжной зимой. Осмысляя закономерности видимого, начинающий художник учился передаче пространства и света в пейзаже.
Многие ранние рисунки 1869–1872 годов выполнялись под руководством старшего брата Виктора Васнецова. Аполлинарий считал, что стал художником благодаря влиянию Виктора. Брат привозил из Петербурга свои работы, много рисовал с натуры и «по впечатлению». «Без учения Виктора я не стал бы передавать характер природы и характер местности», – отмечал Аполлинарий в юношеском дневнике.
Ранние рисунки сыграли важную роль в биографии Аполлинария. Просмотрев работы брата летом 1872 года, Виктор Васнецов решил взять юношу в Петербург, где он смог бы получить художественное образование.
Аполлинарий Васнецов называл рябовские пейзажи «лучезарными воспоминаниями» и бережно хранил ранние рисунки. В первые послереволюционные годы по их мотивам была создана серия из девяти акварелей «Моя Родина» (1918–1919, 1924).