В 1960 году Всеволод Васнецов передал в дар государству более тысячи произведений, писем, документом и личных вещей отца – художника Аполлинария Васнецова. В их число вошли ранние графические альбомы и отдельные рисунки известного живописца.
В начале творческого пути Аполлинарий Васнецов выполнил множество небольших рисунков с натуры. Сюжетами таких работ начинающего мастера становились природные уголки окрестностей малой родины – села Рябово Вятской губернии.
В начале 1870-х годов, после кончины отца, сильное влияние на будущего художника оказал его старший брат Виктор Васнецов, в этот период обучавшийся в Императорской Академии художеств. Пейзажные рисунки старшего Васнецова, его наброски окрестных просторов приковывали внимание юного Аполлинария, побуждали неотступно наблюдать за работой брата.
Когда Виктор Васнецов уезжал в Петербург, он поручил будущего пейзажиста польскому художнику Эльвиро Андриолли, который отбывал ссылку на родине братьев, в Вятке. Через несколько десятилетий, уже академик живописи Аполлинарий Васнецов отметил в своей автобиографической записке: «По отъезде брата я стал посещать Андриолли каждое воскресенье и рисовать с натуры или что-нибудь копировать <…> Андриолли требовал в рисунке главное: силу и смелость».
На примере рисунка из коллекции Третьяковской галереи можно представить постижение автором пейзажного мастерства. Молодой художник, пользуясь выразительными возможностями карандаша, четко разделяет планы пространства, изучает фактуру, выделяет первостепенные детали. В ранних пейзажных рисунках нет ничего лишнего, случайного. Каждый штрих, каждое движение карандаша отвечает форме и динамике предмета.