В коллекции Третьяковской галереи хранятся ранние пейзажные рисунки Аполлинария Васнецова – известного московского живописца, любителя и знатока русской старины.
В 1871 году Аполлинарий Васнецов выполнил один из первых графических пейзажей. Сюжетами ранних работ начинающего мастера становились природные уголки окрестностей его родины – села Рябово Вятской губернии. В эти годы художественный талант Васнецова совершал «первые, робкие, еще неуверенные шаги».
После кончины отца, в начале 1870-х годов, особенно сильное влияние на будущего художника имел его старший брат Виктор, обучавшийся тогда в Академии художеств. Пейзажные рисунки старшего Васнецова, его наброски окрестных просторов приковывали внимание юного Аполлинария, побуждали неотступно наблюдать за работой брата.
Когда Виктор Васнецов уезжал обратно в Петербург, он поручил будущего пейзажиста польскому художнику Эльвиро Андриолли, который отбывал ссылку на родине братьев. Через несколько десятилетий, уже академик живописи Аполлинарий Васнецов отметил в своей автобиографической записке: «По отъезде брата я стал посещать Андриолли каждое воскресенье и рисовать с натуры или что-нибудь копировать <…> Андриолли требовал в рисунке главное: силу и смелость».
Рисунок из коллекции Третьяковской галереи – пример постижения автором пейзажного мастерства. Молодой художник, пользуясь выразительными возможностями карандаша, четко разделяет планы пространства, изучает фактуру, выделяет первостепенные детали. Васнецов умело подчеркнул шероховатые, графически выверенные сосны переднего плана при помощи мягкой растушевки неба и дальних перелесков.