Шубин Федот (1740-1805)
Портрет графа П.Г. Чернышёва
1779
Размер - 73 x 62 x 40
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.27375
Поступило из Государственного исторического музея. 1925
Федот Шубин (1740–1805) – выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, который работал преимущественно в жанре портрета. Благодаря своему исключительному мастерству Ф.И. Шубин запечатлел яркие и правдивые образы многих представителей элиты русского общества екатерининского времени.
Граф Пётр Григорьевич Чернышёв (1712–1773), действительный тайный советник, один из приближенных императорского двора, наиболее известен своей успешной дипломатической карьерой. В 1740–1760-х годах он был посланником Российской империи в Дании, Пруссии, Великобритании и Франции. Пользовался большим расположением императрицы Екатерины II.
По воспоминаниям современников, граф П.Г. Чернышёв был человеком образованным, умным и талантливым. Однако, отличаясь невероятной спесью, тщеславием и высокомерием, он не смог заслужить всеобщего уважения. Современникам также была хорошо знакома его скупость при наличии большого богатства.
Федот Шубин выполнил этот портрет посмертно в 1779 году. Бюст относится к числу произведений конца 1770-х, в которых скульптор уделял особое внимание правдивой передаче истинного характера изображенных моделей – представителей русской знати XVIII столетия. Приукрашивание и возвеличивание персонажа, свойственные жанру парадного портрета, в этом случае совсем не были первостепенной задачей.
Композиция портрета статична: корпус, плечи, шея и голова модели расположены почти фронтально, приблизительно в параллельных плоскостях, и выглядят неподвижными. Лишь легкий поворот головы влево придает образу некоторую живость. Ордена и награды, напоминающие о заслугах графа, а также локоны прически выполнены мастером обобщенно. Основное внимание зрителя обращено к лицу портретируемого.
Благодаря необыкновенному мастерству обработки поверхности материала становятся заметны тончайшие моделировки светотени, например в уголках глаз, губ или на складках одежд. Кожа лица кажется гладкой, живой и прозрачной. Скульптор ясно воспроизвел портретные черты своей модели – слегка обрюзгший овал лица, чуть вздернутый нос, большие, широко поставленные глаза, смотрящие вдаль, мимо зрителя. Подбородок приподнят, во взгляде – горделивость и тщеславие. Облик героя производит впечатление статусного, влиятельного, сытого вельможи, не лишенного хитрости и острого ума.
Бюст поступил в собрание Третьяковской галереи из Исторического музея в 1925 году.