Провинциальный франт
1909
Размер - 107,5 x 90,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11951
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
В картине проявилось непосредственное влияние вывесочного стиля, которым увлекался Михаил Ларионов в тот период. Вывески привлекали художника не только своими живописными достоинствами, но и яркой жизненностью в передаче сюжета, часто юмористической и шутливой, что было близко Ларионову. Индивидуальную жизнь каждого персонажа автор передает с той внимательностью, которая присуща свежему детскому взгляду на мир. Ларионов с его живописным дарованием поднял вывески на ту высоту, которая давала почувствовать неистощимую энергию жизни.
Нескладный уличный столбик, неизбежный забор, на котором помещена вывеска с изображением женской головы в большой шляпе, уличная пыль ложится неровным серым фоном. Нелепая в своем франтовстве фигура изображена предельно упрощенно и плоскостно, словно сама рекламирует магазин мужского костюма. Несмотря на грубость форм, живопись отличается тональной утонченностью.
Искусство Ларионова соприкасалось с «низменными» элементами, не отворачивалось от них. В нем не было ни осуждения, ни презрения к обыденной повседневности. Пыль и грязь улиц, грубые доски заборов, люди в их неприкрашенной жизни – все это становилось центром внимания художника. Он писал городского щеголя как повелителя провинциальных переулков, снисходительно взирающего на окружающий мир.
Эта работа – этюд к картине «Прогулка в провинциальном городе» (1909, Третьяковская галерея) и парное изображение к «Провинциальной франтихе» (1907, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан).