Автопортрет со скрипкой
Патрон шедевра
Лентулов Аристарх (1882-1943)
Автопортрет со скрипкой
Конец 1910-х – начало 1920-х
Размер - 137,5 x 129,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.20832
Приобретено у автора с выставки «Художники РСФСР за 15 лет» (1933–1934), Москва. 1934
Аристарх Васильевич Лентулов – яркий представитель первого авангардного объединения художников «Бубновый валет» (1910–1917). Свободная работа линией, цветом, объемом, смелость и озорство кубистических фантазий, необыкновенный декоративный талант, неповторимое своеобразие художественного языка выдвинули его в ряд самых значительных русских живописцев 1910–1920 годов.
Крупноформатное полотно «Автопортрет со скрипкой» написано в 1919 году, который отмечен в творчестве Лентулова особым интересом к образу человека («Портрет актрисы А.С. Хохловой», «Портрет дочери с детскими рисунками», «Портрет жены с дочерью» и др.). Картина относится к жанру «портрет в интерьере». Особенность композиции состоит в крайне плотном заполнении пространства картины трехмерными объемами разнообразных форм (скрипка, ее футляр, смычок, полки за спиной фигуры и множество предметов на этих полках), которые наплывают друг на друга и создают ощущение загроможденности. Близкое соседство и сопоставление предметов между собой и с фигурой заставляют ощущать их весомость и тяжесть, создают внутреннее напряжение. Появление скрипки не случайно – во многих портретных работах Лентулова есть музыкальные инструменты (виолончель в «Портрете А.С. Хохловой», «Гитаристка», «Женщина с гармоникой» и др.).
Кроме того, предметы играют конструктивно-архитектоническую роль в композиции картины. По мнению искусствоведа Д.В. Сарабьянова, «горизонтальные и вертикальные членения полок становятся каркасом здания; детали скрипки напоминают декоративное узорочье, украшающее стены». Сохраняя некоторые приемы аналитического кубизма (деформация форм, двоящиеся смычок и скрипка и т.д.), в настоящей работе художник применяет этот метод в трактовке непосредственно натурных наблюдений. Он уходит от характерных для его прежних работ эффектных декоративных решений, ярких цветовых контрастов, коллажей. Колорит картины построен на обилии красно-коричневых, зеленых, серых, охристых оттенков. Сам образ художника в отличие от показной удали и утверждения себя (не без своеобразной иронии) в роли «великого художника» в более ранней работе «Автопортрет. “Le Grand Peintre”» (1915) решен совсем в ином ключе. Искусствовед Е.Б. Мурина, исследовательница творчества Лентулова, характеризуя «Автопортрет со скрипкой», отмечает: «Художник углублен в себя, как в любой другой объект творчества, и эта сосредоточенность, это внутреннее напряжение, неразрывно связанное с беспокойной музыкой ритмов и горячим колоритом портрета, составляют и смысл его исполнения, и содержание созданного образа».