Портрет Н.А. Демидова
Патрон шедевра
Шубин Федот (1740-1805)
Портрет Н.А. Демидова
1772
Размер - 70 x 50 x 27
Материал - мрамор
Инвентарный номер - СК-281
Приобретено с аукциона в Англии у г-на Бениньи, Швейцария. 1975
Никита Акинфиевич Демидов (1724–1789), владелец рудников и заводов на Урале и в Сибири, статский советник, член Вольного экономического общества, почетный член Императорской Академии художеств (с 1774).
Весной 1771 года Никита Демидов вместе со своей супругой Александрой отправился в путешествие «по иностранным государствам» и впоследствии опубликовал «Журнал путешествия его высокородия господина статского советника и кавалера ордена Святого Станислава Никиты Акинфиевича Демидова» (1786). В Париже Демидовы познакомились с молодым скульптором, пенсионером Академии художеств Федотом Ивановичем Шубиным, который в качестве свободного художника приехал во Францию.
По заказу горнозаводчика Шубин исполнил парные портреты четы Демидовых (ноябрь-декабрь 1772 года). Во время работы над бюстами скульптор жил в их доме. Он увлек Демидовых своими рассказами о «римских древностях» и в результате был приглашен меценатом в полугодовое путешествие по Италии. Вместе они побывали в Милане, Болонье, Флоренции, Риме, Неаполе, Помпее и др. После итальянского путешествия Демидов продолжил покровительствовать талантливому скульптору и пригласил его совершить совместную поездку по Англии.
Портрет Н.А. Демидова исполнен скульптором под влиянием античного искусства. Работу отличают простота и сдержанность в построении формы. Шубин использовал часто повторяемый скульпторами этого времени композиционный прием – поясное изображение модели в небольшом повороте фигуры, в драпировке, накинутой на светскую одежду. Горнозаводчик представлен в богатом камзоле, который украшен восьмилучевой звездой ордена св. Станислава (он был вручен Демидову королем Польским и великим князем Литовским Станиславом II Августом Понятовским). Игра драпировок, передача фактуры ткани, кружев, ордена подчеркивают богатство и нарядность костюма. Вместе с тем в раскрытии образа модели большую роль играет пластическая трактовка одежды. Такими деталями, как съехавший в сторону кружевной воротник рубашки, расстегнутый камзол, скульптор стремился показать свободный характер модели.
Тот факт, что мраморный бюст был создан за короткий срок – в два месяца, позволяет исследователям предположить, что при переводе модели в мрамор Шубину помогали французские мраморщики.
Парный портрет его жены А.Е. Демидовой (1772, мрамор) работы Федота Шубина также находится в собрании Третьяковской галереи.