«Базар у пристани в Архангельске» – одно из десяти панно, украшавших павильон «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Создание северного цикла стало итогом путешествия Константина Коровина и Валентина Серова к берегам Белого моря в конце лета 1894 года, состоявшегося по приглашению С.И. Мамонтова. Немногим ранее меценат сам принял участие в экспедиции министра финансов С.Ю. Витте, организованной с целью исследования северных территорий Российской империи для постройки морского военного порта, а также проведения железной дороги от Вологды до Архангельска и далее в Норвегию. Сооружение павильона «Крайний Север» на предстоящей выставке, по предположению С.И. Мамонтова, должно было способствовать ознакомлению русской публики с самобытностью Русского Севера и привлечению промышленного капитала.
Путешествуя по Северу, Константин Коровин был покорен суровой и величавой природой этого края, необъятными просторами неба и моря. Об уникальном колорите северной земли он писал: «Такого богатства красок на юге нет». Этюды и зарисовки, исполненные во время путешествия, легли в основу будущих панно.
Живописные полотна были объединены общей темой, но на каждом из них разворачивалась своя история жизни Севера. Композицию с широкой панорамой берега Северной Двины Коровин оживил будничной сценой торговли у пристани. Яркий красочный ансамбль портовой суеты производит впечатление выхваченного из потока жизни, случайно подсмотренного сюжета. Монументально-декоративное начало, по-разному выраженное в отдельных панно серии, художник усилил здесь использованием приемов обобщения композиционной формы.
Для Коровина не только создание панно, но и проектирование здания павильона «Крайний Север» стало новой творческой задачей, в исполнении которой ему в полной мере удалось проявить талант художника, архитектора и экспозиционера. В работе над серией живописцу помогали художники Н.В. Досекин и С.В. Малютин. Четыре из десяти панно – «Базар у пристани Архангельске»,
«Северное сияние»,
«Ловля рыбы на Мурманском море»,
«Разделка туши кита» (1896, ГТГ) в начале XX века украсили вестибюль Ярославского железнодорожного вокзала в Москве, а в 1961 году в результате очередной реконструкции были сняты и переданы Третьяковской галерее.