В коллекции Третьяковской галереи хранятся ранние пейзажные рисунки Аполлинария Васнецова – известного московского живописца, исследователя и знатока русской старины.
Первые работы будущего мастера были выполнены в родном селе Рябово Вятской губернии. Молодой художник изображал любимые с детства природные мотивы – холмы, перелески, поля, речки с причудливыми мостами.
Особым импульсом к началу художественной деятельности Аполлинария Васнецова послужили ранние произведения старшего брата Виктора – в 1868–1875 годах студента Академии художеств в Санкт-Петербурге. Пейзажные рисунки старшего Васнецова, его наброски окрестных просторов приковывали внимание юного Аполлинария, побуждали неотступно наблюдать за работой брата.
Когда Виктор Васнецов уезжал в Петербург, он поручил будущего пейзажиста польскому художнику Эльвиро Андриолли, отбывавшему ссылку на родине братьев, в Вятке. Через несколько десятилетий, уже академик живописи Аполлинарий Васнецов отметит в своей автобиографической записке: «По отъезде брата я стал посещать Андриолли каждое воскресенье и рисовать с натуры или что-нибудь копировать <…> Андриолли требовал в рисунке главное: силу и смелость».
Пейзажный рисунок Аполлинария Васнецова 1871 года из коллекции Третьяковской галереи изображает незатейливый природный мотив с лесистым холмом и деревянным домом вдали. Постигая выразительные средства рисунка, художник умело передает густоту хвои, шероховатость коры деревьев, при помощи растушевки смягчает второстепенные детали и уводит к горизонту дальний план.