Аполлинарий Васнецов – один из признанных мастеров русского пейзажа. Он прославился своими эпичными монументальными пейзажами, небольшими лирическими этюдами и камерными полотнами с московскими и подмосковными видами. Однако созданию всех этих шедевров предшествовала долгая работа над рисунком, начавшаяся в 1870 году в Вятке в доме ссыльного польского художника Эльвиро Андриолли.
Занятия продолжались всего два года, однако они очень много дали начинающему художнику. Он наконец смог работать регулярно, в соответствии со строгой системой, под руководством человека, способного профессионально оценить результаты его трудов и дать необходимые наставления. В своих воспоминаниях сын Аполлинария Васнецова Всеволод писал: «Об Андриолли отец всю жизнь вспоминал с любовью и благодарностью не только за его уроки рисования, но и за то стремление к честности, свободе и справедливости, которые заложил в нем еще в ранней юности этот прекрасный человек».
На занятиях у Андриолли основной упор делался на копирование и создание вымышленных композиций. Однако важность работы с натурой также подчеркивалась. Учитель поощрял самостоятельные занятия Васнецова, во время которых тот совершал длительные прогулки по окрестностям, зарисовывая интересные виды. И хотя чаще всего это были рисунки природы, повседневная жизнь крестьян, особенности их быта также притягивали взгляд начинающего мастера.
В фондах Третьяковской галереи хранятся альбомы с рисунками этого периода, подаренные в 1960 году сыном художника Всеволодом Васнецовым. Благодаря им стало возможным проследить основные темы и сюжеты, интересовавшие Аполлинария, а также формирование его творческой манеры.
На листе, датированном 1 ноября 1871 года, художник нарисовал окраину села или деревеньки с раскрывающейся вдаль панорамой русской равнины. В центре внимания здесь жизнь людей, поэтому элементы пейзажа не проработаны. Лес вдали лишь намечен быстрыми нервными линиями, земля и дорога на первом плане показаны условно. Даже небо, изображению которого Васнецов всегда уделял особое внимание, не проработано до конца. Такой подход позволил сосредоточиться на главных элементах, их деталировке и проработке нюансов.
Небольшая покосившаяся избушка слева и едущая по дороге к реке телега уверенно выполнены густыми темными лаконичными штрихами. Почти черные резкие тени усиливают интенсивность освещенных участков и придают сцене яркость и динамику. Мелкие детали, хотя и немногочисленны, отражают характерные особенности жизни крестьян Вятской губернии. Именно в этих ранних работах начинает формироваться любовь художника к родной стране, внимание к мельчайшим деталям, интерес к исследованию натуры, которые впоследствии станут основой его знаменитых исторических полотен.