Скульптор был ценим современниками за умение не только передать сходство, но и придать портрету черты утонченного светского изящества, благородства, значительности. Бюст графини М.Р. Паниной – посмертный, выполнен на основе прижизненных изображений по заказу ее мужа. Отсутствие живой модели и желание близких людей сохранить осязаемый, зримый образ, что под силу именно скульптуре, ставили перед ваятелем особые задачи. Шубин не обманул ожиданий заказчика и в полной мере продемонстрировал в бюсте все свое мастерство. Важно было не только представить прекрасную молодую даму, но и показать некую финальную точку ее земного бытия, подвести итог ее жизни. Лицо не оживляет улыбка, нет прямого взгляда на зрителя, что обязательно для портрета XVIII века. Графиня уже не принадлежит этому миру. Портрет отличает подчеркнутая декоративность. В нем значительно больше, чем в других работах скульптора, уделено внимание тщательно проработанным деталям костюма и прически. Но одновременно видно, что во всем этом нет дыхания жизни – ни один локон не вьется свободно, а в изображении одежды просматривается стремление по возможности скрыть все телесное.
На обороте портрета есть удивительно подробная надпись, которая сообщает о самой Марии Родионовне, ее семье и кончине, и особо – об озабоченности графини упокоением останков умерших родителей. Эта дочерняя добродетель и послужила отправной точкой для Шубина при изображении характера графини, которая показана волевой, гордой и величественной женщиной – олицетворением добродетели.
Мария Родионовна Панина (1746–1775), урожденная баронесса фон Вейдель, – вторая жена сенатора графа П.И. Панина.
Портрет более 150 лет находился у наследников в имении Дугино; свою музейную историю он, как и большинство работ Шубина, начинает после Октябрьской революции.