Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Зима. Октябрь
1871
Размер - 19,2 x 29,7
Материал - бумага
Техника - карандаш
Инвентарный номер - МКВ ГР-42
Дар В.А. Васнецова. 1960
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В Третьяковской галерее хранятся ранние рисунки Аполлинария Васнецова, происходящие из личного собрания художника. Аполлинарий рисовал с раннего детства, увлекшись вятской природой и архитектурным пейзажем. Его привлекали сельские постройки и древние церкви, с которыми связаны предания и легенды.
В рисунке «Зима. Октябрь» проникнутое поэтическим чувством изображение одинокой ели напоминает о доме и Рождестве. Ель возвышается на фоне обширного пространства, уходящего за границы рисунка. Самой поэтичной деталью выглядит ниспадающая линия холма, очертание которого вторит абрису ели. Сопоставление огромного дерева и стены елового леса на горизонте создает эффектный композиционный контраст. Пространственность усиливают волны облаков и еле заметная дорожка, уводящая в даль. Широкий разворот пространства вносит приподнятое романтическое начало в лаконичный пейзаж, характерный для родных мест художника.
Рисунок становится живописнее, линейно-штриховые приемы дополнены растушевкой, нетронутые участки белой бумаги, изображающие пятна снега, убедительно передают ощущение света.
Романтическое восприятие мира природы появляется в мотивах многих ранних рисунков Васнецова. Художника привлекали световые эффекты на закате и восходе солнца, перед грозой, в ненастье или вьюжной зимой. Осмысляя закономерности видимого, Васнецов учился передаче пространства и света в пейзаже.
Многие рисунки 1869–1872 годов выполнялись под руководством старшего брата Виктора Васнецова. Аполлинарий считал, что стал художником благодаря влиянию Виктора. Брат привозил из Петербурга свои работы, много рисовал с натуры и «по впечатлению». «Без учения Виктора я не стал бы передавать характер природы и характер местности», – отмечал Аполлинарий в юношеском дневнике.
Ранние рисунки сыграли важную роль в биографии Аполлинария. Просмотрев работы брата летом 1872 года, Виктор Васнецов решил взять юношу в Петербург, чтобы он получил художественное образование.
Аполлинарий Васнецов называл рябовские пейзажи «лучезарными воспоминаниями» и бережно хранил ранние рисунки. В первые послереволюционные годы по их мотивам была создана серия из девяти акварелей «Моя Родина» (1918–1919, 1924).