Аристарх Васильевич Лентулов – яркая фигура русского искусства первой половины ХХ века. Он был участником одного из самых провокационных и бунтарских объединений – «Бубновый валет», дух которого отражал резкое изменение настроений в художественной жизни. Наиболее отчетливо это проявляется в произведениях 1910-х годов. Множество идей и стилистических приемов художник воспринял во время зарубежной поездки 1911–1912 годов, посещая академию La Palette в Париже. В это время его метод достиг баланса между предметностью и свободой в трактовке изображаемого мотива.
«Колокольня Ивана Великого» – интереснейший пример графики этого периода. Тема древнерусской архитектуры очень увлекала художника. Он не ставил перед собой задачу запечатлеть реальный пейзаж, изображая знаменитые памятники сквозь призму собственного новаторского видения. В этом произведении, как и в других его работах, представляющих собой своеобразный художественный ребус, образы всем известных памятников угадываются зрителем не сразу.
Лентулов исследовал методы художественной выразительности нового языка. Смелыми штрихами угля он изобразил очертания колокольни в кубофутуристическом духе – допуская смещения форм, предполагающие внутренние движения. В своих графических листах он являет нам работу над композицией и конструкцией, в архитектурных пейзажах намеренно искажая реальность. С помощью вытянутого формата Лентулов подчеркивает грандиозность вертикальных форм средневекового сооружения. Художник окружает памятник динамическим пейзажем, тем самым усиливая движение с помощью диагональной ритмики линий. Желая выделить белоснежный цвет камня колокольни, Лентулов покрывает всю небесную сферу черно-синей угольной дымкой, тем самым создавая резкий контраст.
Ранее художник уже обращался к изображению этого памятника – в 1915 году он создал живописное произведение «Звон. Колокольня Ивана Великого», отличающееся более светлым и легким настроением. Сейчас эта работа также находится в собрании Третьяковской галереи.