Лентулов Аристарх (1882-1943)
Ворота с башней. Hовый Иерусалим
1917
Размер - 102 x 98
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4263
Приобретено у автора. 1928
Аристарх Васильевич Лентулов – яркий представитель первого авангардного объединения художников «Бубновый валет». Свободная работа линией, цветом, объемом, смелость и озорство его кубистических фантазий, необыкновенный декоративный талант, неповторимое своеобразие художественного языка выдвинули его в ряд самых значительных русских живописцев 1910–1920-х годов.
Картина входит в цикл произведений, написанных под Москвой, в Новом Иерусалиме в революционном 1917 году (сегодня эти полотна рассеяны по многим музеям). В новоиерусалимских работах Лентулов отходит от прежней своей декоративной манеры – «орнеизма», связанного с таким приемом, как украшение красочной поверхности наклейками из реальных материалов (кружев, бересты и т.д.), и возвращается к живописи как таковой. Изображения русской архитектуры в творчестве Лентулова многочисленны и связаны с его восторженным отношением к самому характеру церковных построек: их своеобразию, причудливости, праздничности. «Я писал соборы и церкви не из религиозных чувств. Они все скошенные, расчленены, чего это чувство, конечно, не допустило бы, а просто из любви к русской архитектуре и, в частности, к кремлевскому стилю и барокко», – признавался художник.
На картине изображена надвратная Входоиерусалимская церковь Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, основанного патриархом Никоном в середине XVII века в городе Воскресенске (с 1930 – Истра). Несмотря на произведенную автором художественную трансформацию натурного впечатления, это нарядное многоярусное сооружение с композицией «восьмерик на четверике», поставленное на широкие трехпролетные входные ворота, очень узнаваемо. Между арочными проемами ворот размещено по паре колонн на пьедесталах. Надвратная церковь намеренно показана в ракурсе, углом к зрителю, – чтобы выявить трехмерность архитектуры. Слева и справа обобщенно обозначены фрагменты крепостной монастырской стены с аркадой, прилегающие к церкви. Своеобразным образом кубизированные формы архитектуры и деревьев плотно сконцентрированы в пределах квадратного поля холста, что придает композиции замкнутость и своего рода равновесие. Энергичные ритмы ломаных линий и углов, их причудливая геометрия придают изображению динамику. В то же время можно говорить о своеобразной устойчивости этой композиции, возникающей за счет двух симметрично расположенных деревьев на переднем плане картины, сквозь ветви которых проглядывает голубое небо с белыми облаками. Гармоничный колорит построен на многообразии цветов: оттенках зеленого, красно-кирпичного, лилового, голубого, охры, которые оттеняют белизну храма, встречающего всех входящих в монастырскую обитель.