Купающиеся солдаты
Патрон шедевра
Ларионов Михаил (1881-1964)
Купающиеся солдаты
1911
Размер - 91 x 105
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11952
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
В творчестве Михаила Ларионова «солдатский цикл» занимает особенное место. Отчасти это было связано с обстоятельствами его личной жизни – исключением из Московского училища живописи, ваяния и зодчества за увлечение французским современным искусством и призывом на военную службу осенью 1910 года. В декабре того же года состоялось открытие авангардной выставки «Бубновый валет», в организации которой художник принимал активное участие. Интерес художника к искусству городских и крестьянских низов, лубку, вывескам, балаганам соединился в этот период с темой казарменного быта. «Солдатская серия», по мнению исследователя Глеба Поспелова, стала «настоящим зерном ларионовского примитивизма».
Многоплановая композиция разворачивается перед зрителем поэтапно. В движении неоформленных пятен цвета, складывающихся в определенную систему, рождается глубина пространства. Картина наполнена живыми деталями – крестьянки трудятся в поле, испуганно отплывает от берега стайка гусей. Фигуры людей занимают лишь первый план. Тема картины апеллирует к распространенному в европейском искусстве сюжету купальщиц. Изображая моющихся в реке молодых мужчин, Ларионов пародирует привычные мифологизированные темы, но вместе с тем упивается самой живописной фактурой. Разнонаправленные мазки красок, бодрящие сочетания синего, розовато-коричневого, зеленого, белого, черного сохраняют впечатление стремительной этюдной работы автора. Логическим развитием дальнейшего творчества станет выход к лучизму, естественному этапу ларионовского импрессионизма.
Картина известна также под названиями «Купальщики», «Солдаты купаются». В августе 1911 года Ларионов окончил службу в военных лагерях под Петербургом и к этой теме в живописи более не возвращался.