Константин Коровин, выдающийся мастер рубежа XIX–XX веков, прославился прежде всего как блистательный живописец, с именем которого связано становление школы русского импрессионизма. Но не менее яркий след оставил он и в истории отечественного театра. Взаимовлияние и взаимопроникновение станковой живописи и театрально-декорационного искусства во многом определяли художественное мышление этого мастера.
Картина «Хозяйка» – яркий пример того, как виртуозно удавалось Коровину использовать в своих живописных работах театральные эффекты освещения для создания убедительного в своей естественности и гармонии художественного образа. Полумрак комнаты окутывает женскую фигуру в нарядной душегрейке, расшитой цветочным узором, пламя свечи выхватывает из сумрака ее радостное лицо, делая его эмоциональным центром композиции. Краски охристо-золотистой гаммы перетекают одна в другую, создавая единую живописную среду. Световые рефлексы, играя в полумраке комнаты, преображают ее пространство в подобие театральной декорации. Построенное по сценическим законам освещение придает будничному мотиву эффект некоторой иллюзорности.
Моделями художника чаще всего становились люди из его ближнего круга. Так, для картины «Хозяйка» художнику позировала Анна Фёдоровна Сафонова (1862 ? – 1937). Певица (меццо-сопрано), она выступала на сцене Русской частной оперы С.И. Мамонтова, где много лет в качестве художника трудился и Константин Коровин.