Пещное действо
Патрон шедевра
Рерих Николай (1874-1947)
Пещное действо
1904
Размер - 63,5 x 49
Материал - бумага на картоне
Техника - гуашь, тушь, темпера, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.22847
Поступило из Государственного Русского музея. 1931
В январе 1906 года в Праге, в павильоне Cоюза изящных искусств «Манес», открылась первая персональная выставка Рериха за рубежом. Художник представил 82 произведения. Среди многих картин выделялась работа «Пещное действо», в 1909 году поступившая в Русский музей императора Александра III и впоследствии в Третьяковскую галерею. Художник написал эту картину осенью 1904-го, о чем сообщил в письме княгине М.К. Тенишевой 25 сентября: «Много работаю. В ходу „Пещное действо“».
В основу произведения легла библейская легенда из Книги пророка Даниила об иудейских юношах в вавилонском пленении (Дан. 3: 22–50). Азарий, Ананий и Мисаил были ввергнуты в пещь огненную по приказанию вавилонского царя Навуходоносора за отказ поклониться золотому истукану. Обратившись к Богу за помощью, отроки были спасены ангелом, спустившимся с небес и победившим огонь.
На фоне иконостаса Софийского собора Великого Новгорода художник стилизованно изобразил представление с «халдейской пещью». По древнему обряду два служителя в народных костюмах обходят печь справа налево. В верхней части картины изображен светящийся Ангел Господень. Отроки запевают со свечами в руках, их головы увенчаны княжескими шапками с крестами. Рерих эффектно передал свечение огней, яркие контрасты цвета и света. Действо входило в рождественский цикл древнерусской богослужебной драмы с XII века. Работая над картиной, Рерих ознакомился с летописями и со статьей А.А. Спицына «Пещное действо и халдейская печь» (1901). Сцена «Пещного действа» в Успенском соборе экранизирована С.М. Эйзенштейном в кинофильме «Иван Грозный» (1944).