В коллекции Третьяковской галереи хранятся ранние пейзажные рисунки Аполлинария Васнецова – известного московского живописца, любителя и знатока русской старины.
В число первых работ мастера входит небольшое произведение «Рисунок сосны с раздвоенным стволом, ветвистой кроной без верхушки», выполненное в 1872 году на родине автора, в селе Рябово Вятской губернии. В эти годы природный талант Васнецова совершал «первые, робкие, еще неуверенные шаги».
После кончины отца, в начале 1870-х, особенно сильное влияние на будущего художника имел его старший брат Виктор, обучавшийся тогда в Академии художеств. Пейзажные рисунки старшего Васнецова, его наброски окрестных просторов приковывали внимание юного Аполлинария, побуждали неотступно наблюдать за работой брата.
Когда Виктор Васнецов уезжал обратно в Петербург, он поручил будущего пейзажиста польскому художнику Эльвиро Андриолли, который отбывал ссылку на родине братьев. Через несколько десятилетий, уже академик живописи Аполлинарий Васнецов отметил в своей автобиографической записке: «По отъезде брата я стал посещать Андриолли каждое воскресенье и рисовать с натуры или что-нибудь копировать <…> Андриолли требовал в рисунке главное: силу и смелость».
Пейзажный рисунок из коллекции Третьяковской галереи служит примером особой наблюдательности и внимания мастера к природе, ее пластике и движению. Особенно выразительно молодой художник изобразил ветви дерева, передав их хаотичную динамику.