Суриков Василий (1848-1916)
Портрет Т.К. Доможиловой
1891
Размер - 78,5 x 60,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5997
Приобретено у М.К. Дубровиной, Москва. 1925
Портрет относится к удачно найденному художником жанру изображений сибирских красавиц в традиционной одежде. Для таких работ Сурикову позировали его красноярские знакомые и родственницы. Художник стремился передать индивидуальность их облика и вместе с тем увидеть в них вневременное женское начало, проступающее сквозь приметы патриархального быта. Среди близких по времени создания и мотиву – полотно «Сибирская красавица» (1891, Третьяковская галерея), для которого позировала красноярская учительница.
Татьяна Доможилова – племянница художника, дочь его сводной старшей сестры Елизаветы, наставницы-попечительницы приходской школы, от брака с Капитоном Доможиловым, священником Спасской церкви села Чадобское Красноярского уезда.
Годы жизни Татьяны Доможиловой неизвестны. В 1889 году после окончания женской гимназии она стала преподавательницей арифметики в Красноярском епархиальном женском училище, где служила и в начале 1900-х годов, оставаясь незамужней.
После смерти жены Суриков в 1889 году уехал в Красноярск, где провел больше года. Работая здесь над картиной «Взятие снежного городка» (Русский музей), он попросил племянницу Татьяну позировать для фигуры женщины с косой, сидящей в санях спиной к зрителю. Художника и модель связывали теплые родственные отношения. Вернувшись в Москву, Суриков писал в одном из сентябрьских писем к матери и брату: «Тане посылаем поклон», имея в виду Доможилову.
В июне 1891 года Суриков снова приехал к родным в Красноярск, где пробыл до начала августа. Здесь он создавал этюды для картины «Покорение Сибири Ермаком», а также написал этот портрет. Суриков исполнил и другие портреты Доможиловой, однако их местонахождение неизвестно.
Своеобразие портрета связано с головным убором модели, включающим редко изображаемый элемент костюма – москитную сетку, опущенную на лицо. Одно из названий картины – «Девушка в сетке».
Крупные правильные черты лица модели напоминают ее фотографию в гимназические годы (дом-музей В.И. Сурикова в Красноярске). Однако на полотне Сурикова Доможилова предстает естественной и оживленной, вероятно, погруженной в непринужденную беседу с художником.
Постепенно, по мере вглядывания в портрет, внимание зрителя привлекают орнаменты костюма модели. Беглая широкая кисть художника, уверенно отображающая складки тканей и холодные рефлексы, любовно воссоздает крупные цветы-розаны, спрятанные сеткой. Очертания светлого капюшона, пелерины и вуали, прикрепленной к ней, отчасти похожи на покрытые головы мадонн в европейской живописи, хорошо знакомых художнику. Светлый нейтральный фон композиции, фигура, взятая в некрупном масштабе, придают образу молодой учительницы возвышенный, надмирный характер.