Лентулов Аристарх (1882-1943)
Пейзаж с сухими деревьями, Сергиев Посад
1920
Размер - 82 x 102,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-719
Приобретено у автора с выставки «Художники РСФСР за 15 лет», 1933–1934. Москва. 1934
Аристарх Васильевич Лентулов – яркий представитель первого авангардного объединения художников «Бубновый валет». Свободная работа линией, цветом, объемом, смелость и озорство кубистических фантазий, необыкновенный декоративный талант, неповторимое своеобразие художественного языка выдвинули его в ряд самых значительных русских живописцев 1910–1920 годов.
«Пейзаж с сухими деревьями. Сергиев Посад» входит в обширный троице-сергиевский цикл полотен, созданных Лентуловым в 1920–1922 годах в Подмосковье в городе Сергиев (с 1930 до 1991– Загорск, ныне – Сергиев Посад). Картина выполнена в жанре архитектурного пейзажа – той области, в которой художник добился высших достижений во второй половине 1910-х. Изображен вид на Троице-Сергиеву лавру – крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви, основанный преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. Интерес к русской архитектуре для Лентулова был связан с его восторженным отношением к самому характеру церковных построек: их своеобразию, причудливости, праздничности. В начале 1920-х Лентулов уходит в своей живописи от монументальных полотен-панно с их яркой декоративностью и деформацией форм к камерным станковым работам, обратившись к живописной системе Сезанна.
Композиция пейзажа выверена и конструктивна. Стены монастыря и домов посада геометризированы и развернуты параллельно картинной плоскости. Формы построек ступенчато растут вверх, возвышаясь одна над другой, что позволяет достичь устойчивости возводимого самим художником сооружения – то есть картины. Бело-красный монастырь изображен на возвышенности, поэтому кажется, что строение вырастает из самой структуры земли. В ритмическую систему зданий вплетаются сухие деревья, которые образуют свою «архитектуру». У деревьев в центре мощные серо-лилово-коричневые стволы раздваиваются почти от основания, верхушки других обрезаны; два дерева с зелеными кронами фланкируют композицию с боковых сторон наподобие кулис. На всем поле картины выдержан общий цветовой ритм мазков. Камерный пейзаж с его простыми, лапидарными формами производит впечатление внутренней монументальности. Живопись плотная, сдержанная по цвету; красочные сочетания (охра, коричневый, серый) вызывают ассоциации с землей и обожженной глиной. Уйдя от образов-метафор 1910-х годов, преломлявших реальность и наполненных красками декоративно-живописных фантазий, теперь Лентулов разглядел в видимом мире нечто самоценное, что когда-то гармонично выражал в своих живописных полотнах Сезанн.