Александр Родченко был убежденным и деятельным авангардистом. Для художников этого движения было очень важно стать открывателями нового типа творчества. Летом 1919 года он записал в дневнике: «Мне нужно приналечь на линейку, пусть это утвердится за мной». Однако разрабатывать этот новый прием он начал раньше – в середине 1910-х. В январе 1920-го художник записал: «Думаю назвать новые вещи “Линиизм”».
В разработке своего «нового течения беспредметной живописи» Родченко смело отбрасывал традиционные приемы живописи и рисунка. В тексте «Линия» художник утверждал значение линии как главного фактора «построения всякого организма вообще в жизни», как основы, каркаса любой структуры. В том же 1920 году Родченко начал преподавать дисциплину «Графическая конструкция» на Основном отделении московского
Вхутемаса и внушать молодежи основополагающее значение линии.
В графических произведениях Родченко 1918−1920 годов, сделанных в системе «линиизма», он не стремится к строгой и жесткой конструктивности построения, а чертит легкие, как бы плавающие в пространстве прямые или мягкие, плавные линии. Художник с увлечением работает чертежными инструментами, проводит прямые линии по линейке, а для кругов и дуг использует циркуль. Одну из таких работ 1915 года он назвал «Линейная композиция, сделанная при помощи циркуля». В произведениях этой стилистики мастер часто пользовался тушевым заполнением окружностей или их элементов.
В графических листах, созданных в системе «линиизма», автор вступал в противоборство не только с живописным абстракционизмом Кандинского, но и с супрематическими построениями Малевича.