Шубин Федот (1740-1805)
Портрет князя Н.В. Репнина
1790-е
Размер - 68 x 47 x 30
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.27374
Приобретено у Н.В. Платон. 1936
Федот Шубин – выдающийся русский скульптор эпохи классицизма. Он работал преимущественно в жанре портрета. Благодаря своему исключительному мастерству запечатлел яркие и правдивые образы многих представителей элиты русского общества екатерининского времени.
Изображенный князь Николай Васильевич Репнин (1734–1801) – известный русский дипломат и военачальник, генерал-фельдмаршал (1796). Он был послом в Турции (1775–1776) и полномочным министром в Польше (1763–1769). Участвовал в русско-турецких войнах в 1768–1774 и 1787–1791 годах.
По воспоминаниям современников, князь отличался умом, благородством, неустрашимостью, добрым, но вспыльчивым характером, бескорыстием. Обладая большими средствами, он отказался от трех тысяч душ и тридцати тысяч рублей, которые хотела ему пожаловать Екатерина II, и щедро раздавал деньги близким людям. В этом отношении он доходил до расточительности. С людьми важными держал себя высокомерно, но с женщинами был крайне любезен и питал к ним слабость.
Скульптурный портрет, выполненный Ф.И. Шубиным в мраморе в 1790-е годы, является одним из шедевров русской художественной культуры XVIII столетия. Большая внимательность к внешним деталям и тончайшая обработка поверхности формы сочетаются в этом образе с глубоким проникновением в характер изображенного человека.
На первый взгляд автор придерживается концепции парадного портрета, о которой говорит, в первую очередь, подробное представление на груди портретируемого орденов и наград. Они обрамлены изящными складками драпированной мантии, накинутой поверх мундира через правое плечо. Князь смотрит мимо зрителя вдаль, голова высоко поднята. При этом в его образе чувствуется живость и устремленность характера, что достигается благодаря динамичному развороту головы и плечевого пояса в пол-оборота вправо. На это указывает также активная мимика его лица – широко раскрытые круглые глаза, приподнятые брови, обилие глубоких морщин на лбу и в уголках глаз. Изображенный производит впечатление решительного, горделивого и напористого человека, наделенного властью и принадлежащего к кругу знатных господ.
Физиогномическая точность передачи реального облика князя не вызывает сомнения, поскольку мастер точен в мелочах. Вместе с тем он стремится к обобщению и передаче целостного, сложного характера натуры. Именно на этом строится удивительно жизнеподобный и неоднозначный образ русского военачальника и вельможи XVIII столетия. Бюст был приобретен и поступил в собрание Третьяковской галереи в 1936 году.