Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Лиственные деревья
1870-е
Размер - 20 x 14
Материал - бумага
Техника - уголь
Инвентарный номер - МКВ ГР-67
Дар В.А. Васнецова. 1960
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В Третьяковской галерее хранятся ранние рисунки Аполлинария Васнецова, происходящие из личного собрания художника. Аполлинарий рисовал с раннего детства, увлекшись окружающей природой и архитектурным пейзажем. Его привлекали сельские постройки и древние церкви, с которыми связаны предания и легенды.
Аполлинарий с детства тонко чувствовал и понимал природу. Контакт художника с природой выражен в натурных зарисовках и набросках. В рисунке «Лиственные деревья» чувствуется тяга к глубине, скрытой за внешней красотой форм. Мотив сквозящей и трепещущей в лучах света листвы воплощает изменчивость природного мира. Мягкая скользящая светотень усиливает выразительность образа, в котором всё дышит покоем и гармонией.
Рисунок построен на сочетании плавных диагоналей стволов и пятен листвы, утративших конкретные очертания в потоке света. Из игры темных и светлых пятен, ритма подвижных штрихов возникает живая картина природы. Манера становится живописней, монохромная гамма убедительно передает ощущение света. Большую роль играет белый цвет бумаги, которым изображена освещенная листва.
Многие рисунки 1869–1872 годов выполнялись под руководством старшего брата Виктора Васнецова. Аполлинарий считал, что стал художником благодаря влиянию Виктора. Брат привозил из Петербурга свои работы, много рисовал с натуры и «по впечатлению». «Без учения Виктора я не стал бы передавать характер природы и характер местности», – отмечал Аполлинарий в юношеском дневнике.
Ранние рисунки сыграли важную роль в биографии Аполлинария. Просмотрев работы брата летом 1872 года, Виктор Васнецов решил взять юношу в Петербург, чтобы он получил художественное образование.
Аполлинарий Васнецов называл рябовские пейзажи «лучезарными воспоминаниями» и бережно хранил ранние рисунки. В первые послереволюционные годы по их мотивам была создана серия из девяти акварелей «Моя Родина» (1918–1919, 1924).