Бригада отдыхает
Патрон шедевра
Попков Виктор (1932-1974)
Бригада отдыхает
1962-1965
Размер - 178 x 204
Материал - холст
Техника - темпера
Инвентарный номер - ЖС-3944
Дар СХ СССР. 1983
Картина «Бригада отдыхает» положила начало новому периоду в творчестве Виктора Попкова, когда характерная для его более ранних работ повествовательно-психологическая система изображения сменилась стремлением к созданию символических структур. С 1961 года художник неоднократно бывал на целине, где шло освоение обширных земельных ресурсов страны, и испытанное там ощущение первозданности, извечности жизни и труда человека на земле способствовало обновлению пластического живописного языка, подсказало переход к выраженной монументальной пластике.
Применив необычную точку зрения, разнообразные сложные ракурсы фигур, подчеркнуто плоскостную композицию, изысканное цветовое решение в сочетании с определенной условностью и обобщенностью изображения, Виктор Попков создал крупномасштабное полотно, которое по совокупности живописно-пластических приемов оказалось близко традициям древнерусской иконописи и народного лубка.
Вид сверху лишает изображенное пространство глубины, а силуэты тел, расположенные по кругу в разных позах, рождают определенный ритмический рисунок, придавая всей композиции не только выраженную монументальность, но и цельность декоративного плоскостного орнамента. Этой же задаче служит и единый золотистый колорит, в основе которого лежит цвет стерни – скошенного поля, на котором отдыхает бригада. Этот цвет, рефлексируя, окрашивает теплым светом и обнаженные тела, и загорелые лица, и одежду, и немногочисленные предметы. Золотистая охра, доминирующая на картине В. Попкова, в древнерусской иконописи является цветом, символизирующим внеземной, всё объединяющий свет. Такой же универсальностью обладает форма круга – олицетворение совершенства и целостности, на основе которого художник построил лаконичную и гармоничную композицию своего полотна. Круговой ритм замыкает изображение в пределах картины, концентрируя внимание на лежащих фигурах и выражая идею человеческой общности, коллектива.
Плавность замедленных движений, округлость обобщенных форм, спокойствие линий, согласованность и изысканность колорита придают поэтическое толкование конкретной жизненной ситуации и способствуют ее перерастанию в некую символическую структуру, воплощающую гармонию среды и человека, создающую художественный образ единства и вечности.