Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Рисунок. Холмы и перелески
1872
Размер - 13,5 x 22,5
Материал - бумага
Техника - карандаш
Инвентарный номер - МКВ ГР-19
Дар В.А. Васнецова. 1960
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В Третьяковской галерее хранятся ранние рисунки Аполлинария Васнецова, происходящие из личного собрания художника. Аполлинарий рисовал с раннего детства, увлекшись вятской природой и архитектурным пейзажем. Его привлекали сельские постройки и древние церкви, с которыми связаны предания и легенды.
В рисунке «Холмы и перелески» изображен пейзаж в окрестностях родного села Рябово. Несмотря на небольшие размеры, рисунок передает величие холмистого ландшафта. Этюд выглядит вполне завершенным.
Характерный образ Вятской земли, с волнами холмов, окаймленных соснами, и крошечными деревеньками, был знаком Васнецовым с детства. Высокое небо, незаполненный передний план, незамкнутое по сторонам пространство – всё создает впечатление простора и шири. Дали окутаны мглистой дымкой, смягчающей очертания. Вятский пейзаж поэтичен, но его поэзия скорее эпического склада. Лаконичный образ передает меланхолию большого пространства, наполненного воздухом и неярким северным светом.
Рисунок выполнен свободно и уверенно. Линии стали плавными и текучими, штрихи разнообразными, от мягких касаний карандаша до энергичных штрихов и штриховых пятен.
Многие рисунки 1869–1872 годов выполнялись под руководством старшего брата Виктора Васнецова. Аполлинарий считал, что стал художником благодаря влиянию Виктора. Брат привозил из Петербурга свои работы, много рисовал с натуры и «по впечатлению». «Без учения Виктора я не стал бы передавать характер природы и характер местности», – отмечал Аполлинарий в юношеском дневнике.
Ранние рисунки сыграли важную роль в биографии Аполлинария. Просмотрев работы брата летом 1872 года, Виктор Васнецов решил взять юношу в Петербург, где он смог бы получить художественное образование.
Изображение пространственных мотивов – просторов, далей, панорам – станет сквозной темой в творчестве Васнецова. Именно рябовские пейзажи навсегда остались для художника «лучезарными воспоминаниями». В первые послереволюционные годы по мотивам ранних рисунков была создана серия из девяти акварелей «Моя Родина» (1918–1919, 1924).