В конце 1940-х годов Александру Михайловичу Родченко жилось тяжело. Не было работы, не было заработков. Командные посты в искусстве занимали художники противоположных ему направлений. «Где же просвет? – писал он в дневнике. – Опускаются руки. Не хочется жить. <…> Опять будут жать, давить. А искусство все ниже и ниже…» На фоне таких размышлений неожиданным выглядит создание яркой декоративной акварели под названием «Кому это нужно? Никому». У зрителя естественно возникает вопрос, с каким намерением был сделан этот опус. Было ли это желание вписаться со своим отрицанием в развернувшуюся в печати борьбу с «абстрактным искусством» или, напротив, желание выразить таким неожиданным образом свой протест. Исходя из грустных записей дневника, мы, скорее, можем принять второе.
В молодые годы Александр Родченко был ярким участником русского авангардного движения – сначала как живописец-беспредметник, потом перешел к графике. В живописи тех лет он больше увлекался опытами с фактурой, часто включал в свои работы фрагменты геометрически правильной формы: круги, треугольники. Композиция «Кому это нужно?» – реплика на поиски современных, то есть послевоенных, художников. Это с ними воевала советская художественная пропаганда, так удручавшая Родченко. Он написал: «Все то же, денег нет и не платят, работа совсем неинтересная. И идет поход на формализм. <…> Но будет еще хуже…»
В акварельном рисунке художник попытался сделать беспредметное произведение в новой, современной стилистике. Бесчисленное множество зигзагообразных цветных линий целиком заполняют плоскость листа. На первый взгляд, повторение штрихов выглядит однообразным. Но вглядываясь в рисунок, мы отчетливо осознаем и его композиционную цельность, и цветовое богатство. Коричневые мазки, проложенные по диагонали от верхнего левого угла до большого фрагмента справа внизу, объединяют многоцветную дробность рисунка. А яркие голубые и зеленые росчерки, чередуясь с лиловыми и розовыми элементами, создают ощущение цветового богатства.