Эскиз «Каменный век. Пиршество» был создан Виктором Васнецовым для композиции, являющейся частью панно-фриза «Каменный век» (1884) в Историческом музее. Предложение написать монументально-декоративное панно на тему «Каменный век» для одного из залов Исторического музея в Москве художник получил осенью 1882 года от Алексея Уварова, известного археолога, председателя Ученой комиссии по созданию музея и его первого директора. Программа, которую предложил художнику ученый, определяла лишь отдельные сцены из жизни и быта первобытных людей. Васнецов должен был объединить эти сцены на больших полотнах в панно-фризе для круглого зала музея. Перед художником впервые встала задача композиционно-пространственного решения ряда сцен огромного размера на плоской стене. Он много читал, беседовал с историками, археологами, осматривал предметы быта первобытных людей. Но главным в работе над композициями стало его воображение.
Замысел будущего произведения нашел отражение в этюдах и эскизах к частям, составляющим панно. Творческой фантазией мастера были воссозданы сцены жизни древнейших людей, их характерные особенности, душевные состояния. В представленном эскизе «Каменный век. Пиршество» воспроизведена сцена с сидящими вокруг костра первобытными людьми, ликующими от предвкушения сытной еды. У многих из них в руках еще не зажаренные куски туши мамонта, добытой на удачной охоте.
Персонажи доисторического времени у Васнецова – могучие, угловатые, с грубыми формами телосложения; в то же время эти далекие предки человечества предстают реально существовавшими людьми с их заботами – от борьбы за существование, добывания пищи до обустройства незамысловатого быта. В поисках типов людей каменного века Васнецов, по словам Павла Чистякова, дошел до «ясновидения». «Все их позы, все их движения, – писал впоследствии Владимир Стасов, – какие-то древние, дремучие, их не увидишь, им не научишься ни в каких классах, их дала одна творческая фантазия потрясенного художника».
Уже в эскизе ощущается стремление художника к плоскостному изображению фигур и ритмизации композиционного построения, усиленных затем четкой проработкой силуэтов широкими контурными линиями. В конечном счете панно, органично вписанное в плоскость стены, воспринималось зрителями единым художественным произведением.
Подготовительная работа над фризом, этюдами и эскизами была начата в 1883 году в Абрамцеве. Здесь же летом 1884 года в мастерской, специально оборудованной для него хозяином абрамцевской усадьбы С.И. Мамонтовым, Васнецов работал над созданием громадных композиций панно.