Александра Евтихиевна Демидова (1745? – 1778), урожденная Сафонова, дочь московского купца, третья жена горнозаводчика и мецената Н.А. Демидова.
Весной 1771 года Никита Демидов вместе со своей супругой Александрой отправился в путешествие «по иностранным государствам» и впоследствии опубликовал «Журнал путешествия его высокородия господина статского советника и кавалера ордена Святого Станислава Никиты Акинфиевича Демидова» (1786). В Париже Демидовы познакомились с молодым скульптором, пенсионером
Императорской Академии художеств Федотом Ивановичем Шубиным, который в качестве свободного художника приехал во Францию.
По заказу горнозаводчика Шубин исполнил парные портреты четы Демидовых (ноябрь-декабрь 1772 года). Во время работы над бюстами скульптор жил в их доме. Он увлек Демидовых своими рассказами о «римских древностях» и в результате был приглашен меценатом в полугодовое путешествие по Италии. Вместе они побывали в Милане, Болонье, Флоренции, Риме, Неаполе, Помпее и др. После итальянского путешествия Демидов продолжил покровительствовать талантливому скульптору и пригласил его совершить совместную поездку по Англии.
Бюст Александры Евтихиевны Демидовой – первый женский портрет в творчестве Шубина. Он исполнен под влиянием образцов античного искусства. Работу отличают простота и сдержанность в построении формы. Тот факт, что мраморный бюст был создан за короткий срок – в два месяца, позволяет исследователям предположить, что при переводе модели в мрамор Шубину помогали французские мраморщики. Об этом косвенно свидетельствует и необычная для русского мастера скульптурная концепция портрета, особенно проявленная в решении драпировки с дробной и мелкой игрой поверхности и иного среза бюста, не похожего на другие работы Шубина.
Парный
портрет ее мужа Н.А. Демидова (1772, мрамор) работы Федота Шубина также находится в собрании Третьяковской галереи.