Маврина Татьяна (1900-1996)
Господин Кот
Начало 1930-х
Размер - 34,5 x 22,5
Материал - бумага
Техника - тушь, перо, кисть
Инвентарный номер - РС-17452
Дар А.Г. Шелудченко. 2021
Татьяна Маврина и ее муж, художник Николай Кузьмин, всю жизнь любили и собирали книги и были замечательными иллюстраторами. В 1930-е годы это было чуть ли не единственным средством заработка для многих художников. Иллюстрирование произведений художественной литературы в эпоху борьбы за всеобщую грамотность стало одним из обязательных требований, предъявляемых к издательствам. Считалось, что иллюстрированные книги более доступны для массового читателя, но рисунки в них должны быть понятными и нарративными, то есть им в первую очередь полагалось сопровождать и пояснять именно сюжет.
В лучших своих иллюстрациях Маврина стремилась выстроить такие отношения с миром образов той или иной книги, которые не навязывали бы читателям «единственно правильное» прочтение, но приобщали бы его к сути и духу произведения. К сожалению, из ее иллюстраций 1930-х годов были изданы лишь немногие.
К числу неизданных относятся рисунки к неоконченному роману Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Житейские воззрения Кота Мурра». Художница любила этот роман, в котором интереснейшая история рассказана автором нарочито сумбурно и приправлена иронией, сарказмом и пронзительной лирикой. Мавринское особое ощущение времени и пространства, которое с наибольшей полнотой проявилось в ее позднем творчестве, в данном случае оказалось сродни Гофману. В его иронии художница ощутила основной нерв повествования, внезапно перепрыгивающего из мира животных в мир людей и уподобляющего их друг другу. В основном ее иллюстрации все-таки создавались скорее «по мотивам Гофмана», а совсем не с целью изобразить какой-либо эпизод романа. А техника черно-белого перового быстрого рисунка немало способствовала впечатлению временно́го потока, который с набирающей обороты скоростью, ломая и путая преграды между столь различными, но все же сходными мирами, спешит через всё повествование к внезапно оборванному его окончанию.
Вполне вероятно, что лист «Господин Кот» первоначально был черновиком, где Маврина пыталась выразить те зрительные воплощения персонажей, которые без всякого порядка приходили ей в голову. Однако этот лист вполне мог претендовать и на то, чтобы представлять собой своего рода заставку к роману. На небольшом листе вертикального формата художница выводит очень многих персонажей во главе с образованным и начитанным котом Мурром, которого она изображает – одного из немногих – анфас и к тому же ярче других. Почти все остальные представлены в профиль и являют собой образы полулюдей-полукотов. Скученность и характер этих рисунков на небольших по размеру листах вполне соответствуют тем ситуациям тесноты, а порой и неразберихи, где персонажи Гофмана, люди и животные, действуют в романе, который так и не был закончен.